Подготовила: Учитель-дефектолог Овчинникова К.А. д.Кондратово 2024 Кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционноразвивающей и консультативной работы специалиста. На базе кабинета учителя-дефектолога осуществляет также учитель-логопед ДОО. Цель: организация коррекционного обучения детей с ОВЗ, своевременное выявление и предупреждение отклонений в познавательной деятельности у дошкольников, консультативная работа. Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с нормативным развитием, детей с особенностями в развитии, на которых направлена деятельность учителядефектолога. Для работы созданы рабочие зоны: - диагностическая зона (оснащена специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению обследования) - коррекционно-развивающая зона (содержит столы и стулья по количеству детей в подгруппе, рабочий стол специалиста, шкаф для учебных пособий, тактильно-развивающие панели для развития сенсомоторной сферы (бизиборд), зрительные тренажеры, цветное домино, демонстрационный и раздаточный материал, диагностический материал и др.); - консультативная зона (включает библиотечный фонд и рабочее место для проведения консультаций); - методическая зона (оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога и учителя-логопеда). Функции кабинета учителя-дефектолога: 1. Проведение диагностического обследования 2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете 3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий 4. Консультативно-просветительское направление работы (семья, педагоги) Обеспечение кабинета учителя-дефектолога № п/п 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Наименование Мебель Стол письменный взрослый Стул взрослый Шкафы для методических пособий Стол детский Стул детский Стол с зеркалом Стол с тактильным предназначением Оборудование Коврограф «Ларчик» Бизиборд «Лиса» Головоломка «Танграм» Пособие «Геометрическая фантазия» (пирамидка) Набор полых геометрических тел (фигуры) Ковер мягкий цветной Волшебный сундучок МиниЛарчик Коврик массажный (ортопедический) модульный Бизиборд «Божья коровка» Набор деревянных человечков для сказкотерапии и пескотерапии Технические средства Компьютер Кол-во 1 1 2 2 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Документация 1. Должностная инструкция 2. Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования 3. Рабочая программа (учителя-дефектолога, учителя-логопеда) 4. Циклограмма работы специалистов 5. Годовой (перспективный) план работы 6. Индивидуальный образовательный маршрут/Адаптированная образовательная программа (для детей с инвалидностью) 7. Дневники сопровождения (для детей с особыми образовательными потребностями) 8. Списки детей 9. Паспорт кабинета 10.Журнал учета консультаций родителей и педагогов 11.Журнал коррекционно-развивающих занятий с детьми 12.Табель посещаемости подгрупповых и индивидуальных занятий (учителя-дефектолога, учителя-логопеда) с темами занятий 13.Аналитические справки по результатам диагностики, по результатам проделанной работы Программное обеспечение и методическая литература 1. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. М., 2017 2. Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. СПб., 2014 детей 3. Андрющенко Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. М.: Академия, 2003 4. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»., СПб., 2017 5. Верещагина Н.В. Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО. СПб., 2017 6. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие - М., 2006. 7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, М., 2005 8. Ершова Н.В., Аскерова И.В., Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. СПб., 2011 9. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. СПб., 2015 10.Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками, СПб., 2017 11.Кулганов В.А., Сорокина Н.В. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов. СПб., 2012 12.Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. СПб 13.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. 14.Морозова И.А., математических Пушкарева М.А. представлений Формирование детей элементарных дошкольного возраста. Конспекты занятий. 15.Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с наушениями речи. 16.Организация психологической службы в современном детском саду/ сост. Н.В. Нищева. СПб., 2017 17.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов-дефектологов. Изд. 2-е, испр. и доп. / Е.А.Стребелева. 18.Ткачева Т.А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья. М., 2014 19.Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. 20.Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие. М., 2017 21.Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. М., 2018 Диагностический материал 1. Диагностический набор для обследования детей дошкольного возраста «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей», под ред. Е.А. Стребелевой, М., 2018 2. Методики для обследования детей дошкольного возраста, под ред. Н.В. Нищевой. Развивающая предметно-пространственная среда кабинета Название Кол-во Игры и пособия по познавательному развитию, по формированию элементарных математических представлений Картотека игр для развития умственных способностей с использованием конструирования Пирамидка малая 4 Матрёшка 1 Разрезные картинки 8 Развивающая игра-лото «Кто где живёт?» 1 Познавательная игра – лото Логика 1 Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе». Мир вокруг 1 нас Развивающая игра-лото «Готов ли ты к школе?». Мышление 1 Развивающая игра-лото «Готов ли ты к школе?». Память 1 Развивающая игра – логические цепочки 1 Четвертый лишний. Развивающий материал 1 Умные карточки «Времена года» 1 Умные карточки «Животные» Умные карточки «Цвет» Умные карточки «Форма» Умные карточки «Азбука» Умные карточки «Растения» Мультимедийные пособия Наглядный материал к упражнению «Четвертый лишний» Игры и пособия по сенсорному развитию, тактильному восприятию, общей и мелкой моторики Пирамидки Кубики «Геометрическая фантазия» Тактильные игры с крупами Игра «Бирюльки» Картотека физкультминуток и пальчиковых игр Картотека «Нарисуй дорожку» Пособие «Пальчиковые игры» Дидактическая игра «Умные шнурочки» Игры и пособия на развитие пространственных и временных представлений Лабиринт-балансир Тренажер для развития пространственной ориентировки Игры и пособия на развитие социально-коммуникативной сферы, эмоционально-волевой сферы личности Картотека игр на развитие коммуникативных способностей Картотека игр на развитие регуляторных способностей Карточки-эмоции Игры и пособия на развитие зрительного и слухового восприятия Дидактические игры: «Подбери к предмету его изображение силуэтное, контурное, цветное», «Обведи по контуру» Мозайка Картотека зрительной гимнастики по лексическим темам Тренажер для развития зрительного восприятия (набор карточек) Игры и пособия на развитие моторики, дыхания, голоса, мимики Предметы для игр на дыхание (снежинки, трубочки, пузырьки, бабочки, стрекоза, цветные вертушки…) Игры и пособия для обучения грамоте Набор карточек «Азбука» 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1