Содержание программы Введение 1. Паспорт Программы 2. Информационная справка ……………………………………..……… 8 3. Проблемный анализ деятельности ДОУ за период, инновационному циклу развития………………………………………….................................22 3.1. Анализ образовательной политики и социального заказа ………………22 3.5. Определение приоритетных направлений деятельности ДОУ …………40 4. Концепция развития ДОУ ………………..……………………………… 42 4.1. Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения …….…43 4.2. Образ педагога образовательного учреждения …………………………...45 4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат) …………….46 4.4. Стратегия развития дошкольной образовательной организации ……… 47 4.5. Механизм реализации Программы Развития …………………………… 48 4.6. Критерии оценки эффективности и реализации Программы Развития ДОУ ………………………………………………………… ………….49 5. Основные направления Программы Развития ДОУ…………..……….. 43 I этап (подготовительный) ………………………………………………..…….. 49 II этап (реализации) …………………………………………...………………… 50 III этап (обобщающий) ……………………………………………………….…. 52 6. Ожидаемые результаты ……………………………………………………. 53 7. Экспертный лист Программы развития ДОУ …………………………. 55 1 Введение Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся разноуровневой организацией, инновационной направленностью и постоянно увеличивающимся потенциалом роста. Этот процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности действий всех сотрудников учреждения, контроля над промежуточными результатами. Программа развития МАДОУ (далее Программа) - это система действий для достижения желаемого результата развития учреждения. Программа направлена на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ и предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации - руководителей образовательной организации, педагогов, детей и их родителей. Основное предназначение программы Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития ДОУ. Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, а так же на оказание качественной коррекционной помощи детям, имеющим нарушения в речевом и психическом развитии. Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения. Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научнометодического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности ДОУ. Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Качественные характеристики программы Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и образовательного процесса детского сада. Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования к дошкольному учреждению. Наряду с этим просчитываются и риски, возникновение которых возможно при реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться. Рациональность - программой определены цели и способы получения максимально возможных результатов. Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений. Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты). Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ. Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней. 2 Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не глобальных) задач ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей организации образовательного пространства детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей. Работа над Программой развития состояла из нескольких этапов: анализ внешней среды (тенденций социально-экономического развития общества, образовательной политики федерального и регионального уровня, социального заказа микросоциума), формулирование консолидированного социального заказа дошкольному образованию; анализ внутренней среды (соответствие деятельности ДОУ социальному заказу, т.е. выявление сильных и слабых сторон); разработка концепции образовательного учреждения (миссии и философии ДОУ, образ педагога, образ выпускника ДОУ); определение стратегических целей и задач; разработка социально-педагогических проектов. 3 Раздел 1. Паспорт Программы 1 Наименование Программы Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Кондратовский детский сад «Акварельки» - «Палитра Возможностей» 2. Основания для разработки Программы 3. Заказчик Программы Нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней: • Конвенция о правах ребенка; • Конституция Российской Федерации; • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" • Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. N 08-1049 "Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми"Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751); • Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 78 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём • ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996 – р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» • Устав ДОУ • ООП ДОО «Кондратовский детский сад «Акварелки» Управление образования Пермского муниципального района 4. Основные разработчики Программы Заведующая ДОУ Талантова О.С., заместитель заведующего по ВМР Овчинникова А.А., старший воспитатель Суворова А.А. 4 Основные исполнители программы Администрация МАДОУ; Педагогический совет; Сотрудники ДОУ; Родители (законные представители). Социальные партнёры Основная идея Приобщение детей к искусству - это тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. 6. Цель Программы 7. Задачи Программы Обеспечить условия для функционирования ДОУ как открытого, современного учреждения реализующего качественные образовательные услуги, максимально удовлетворяющие социальный заказ государства и родительского сообщества ДОУ. • В 2019-2020 году ввести в функционирование систему управления ДОУ; • В период с 09/2019 по 05/ 2023 года создать открытое образовательное пространство для развития творческого потенциал воспитанников в разных видах детской деятельности (познание, исследование, экспериментирование, конструирование, музыка, рисование, детский театр) по средствам интерактивных форм организации образовательного процесса и интеграцию содержания линий развития ребенка. • К 06/ 2020 повысить эффективность использования средств информатизации в образовательном процессе и методическом сопровождении до 90% по средствам введения цифровых мониторингов, электронных систем образования; • К 09/2021 разработать и апробировать модель сетевого взаимодействия детского сада с социальными партнерами в реализации приоритетного направления ДОУ. • Обеспечить включенность родителей (законных представителей ) ( не менее 80 % от общего количества семей воспитанников) по средствам эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. 8. Сроки реализации Программы Программа разработана на 2019 - 2023 годы и будет реализована в три этапа: I этап (подготовительный) сентябрь 2019 г.- август 2020 г. Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы Развития II этап (реализации) сентябрь 2020 г.- май 2023 г. Цель: практическая реализация Программы Развития III этап (обобщающий) июнь-август 2023 г. Цель: выявление соответствия полученных результатов по основным направлениям Развития ДОУ поставленным целям и задачам 9. Объем и источники финансирования Основные механизмы реализации Программы 1. Бюджетные средства 2. Привлеченные внебюджетные средства 5. 6. - создание локальной нормативной базы ДОУ (ООП ДО, Положение о стимулировании, Положение о внутренней системе мониторинга, Положение о методическом объединении педагогов и др); -электронные образовательные и методические системы; -цифровые мониторинги освоения образовательной программы 5 7. 10. 11. ДОУ; - проектная деятельность; - творческие мастерские (не линейная образовательная модель); - сетевое взаимодействие с социальными партнерами. Основные проекты - Проект «Ступени профессионального роста» Программы - Проект «Творческие мастерские»: студия танца «Хрустальный башмачок»; творческая мастерская «Цвет творчества»; детский театр «Акварельки»; детский хор «Музыкальная капель». - Проект «Развивающее образовательное пространство» - Проект «Горизонты событий» Ожидаемые ко• К маю 2020 года система управления ДОУ будет соответствовать нечные результатребованиям, и функционировать в режиме стабильной работы; ты реализации • К 09/2020 апробирована модель сетевого взаимодействия детского Программы сада с социальными партнерами (театр Кукол, Пермская филармония, Музей современного искусства, Галереям г. Перми, Пармский академический театр оперы и балета и др.) в реализации приоритетного направления ДОУ намечены линии стратегического партнерства. • К 09/2023 в ДОУ создано открытое образовательное пространство обеспечивающее развитие творческого потенциала воспитанников в разных видах детской деятельности (познание, исследование, экспериментирование, конструирование, музыка, рисование, детский театр) по средствам включения интерактивных форм организации образовательного процесса и интеграцию содержания линий развития ребенка. • 100% воспитанников ДОУ осваивают программы дополнительного образования с учетом их психофизических особенностей и интереса: • Успешное усвоение выпускниками ДОУ образовательной программы детского сада – 100%; их социализация в условиях школы – 100%; • Стабильная работа системы раннего сопровождения и развития, специальная помощь детям раннего возраста; • 80% родителей воспитанников ДОУ будут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса; • В детском саду представлен широкий спектр вариативных форм дополнительного образования эстетическо-художественной направленности детей в ДОУ; Контроль за ходом реализации Программы осуществляет админиСистема органистрация ДОУ. Результаты контроля будут доступны для всех зации контроля участников образовательного процесса. В экспертизе качества мереализации Пророприятий реализуемой Программы будут участвовать админиграммы, страция, педагоги ДОУ и представители родительского сообщества. периодичность отчета исполните- В ходе контроля реализации этапов Программы будут использоваться педагогические методы отслеживания результативности деялей, срок предоставле- тельности всех участников образовательного процесса, путем сбония отчетных ма- ра, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации и оценки достигнутых результатов с периодичтериалов ностью не реже 1 раз в год (в конце учебного года). Полученные данные будут оформляться в виде аналитического отчёта о резуль6 татах самообследования ДОУ с обязательным его размещением на официальном сайте ДОУ в срок не позднее 1 августа текущего года. Полученные результаты будут служить основанием для внесения (при необходимости) корректировочных поправок в план реализации Программы. 2. Информационная справка 1. Полное наименование ДОУ 2. Адрес Муниципальное автономное образовательное учреждение «Кондратовский детский сад «Акварельки» 614506 Россия, Пермский край, Пермский район д.Кондратово, ул.Камская 2 А Адреса осуществле- 614506 Россия, Пермский край, Пермский район ния мест уставной д.Кондратово, ул.Камская 2 А деятельности ДОУ Администрация Управления образования муниципального 4. Учредитель образования «Пермский муниципальный район» Реализация программ дошкольного образования 5. Предмет деятельности ДОУ образование 6. Вид деятельности 3. 7. Лицензия 6410 от 30.05.2019 8. ОГРН 1185958029674 9. ИНН 5948056966 10. Телефон 274 90 22 11. Сайт http://www.дс-акварельки.рф 12. Почта Akvarelyki.ds@ruopr.ru 13. Социальное партнерство - Площадь территорий детского сада огорожена. На территории расположены 16 прогулочных участков и одна спортивная площадка. Участки оснащены стационарным игровым оборудованием, отделены друг от друга зелеными насаждениями. На территориях имеются хозяйственные зоны. Общая площадь всех помещений детского сада площадь групповых помещений (приемных, спален, игровых, туалетных и буфетных комнат) площадь музыкального, физкультурного зала, кабинетов для образовательной и коррекционной работы 3634,8 2425,5 242,9 7 Помещения для работы медицинских работников процедурный кабинет медицинская комната 37,1 Помещения для питания обучающихся, воспитанников и работников кухня с раздаточной 183 цех овощной цех первичной обработки овощей кладовая сухих продуктов кладовая овощей помещение холодильных шкафов моечная обменной тары мясорыбный цех холодильный цех горячий цех моечная кухонной посуды раздаточная Объекты хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения гладильная приемная белья стиральная тепловой пункт вентиляционная камера хозяйственная кладовая кладовая белья туалетные санузлы электощитовая Объекты для проведения специальных коррекционных занятий кабинет логопеда 14,2 33,1 кабинет психолога 18,9 Спортивный зал 71,5 162,3 Музыкальный зал 71,5 ИЗО студия 19,3 Состояние материально-технической базы МАДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Материально – техническая база ДОУ № 1. Помещения Функциональное для организаиспользование ции в/обр. процесса МетодичеДля проведения ский каби- работы с педагонет гами по направ- Оснащенность кабинетов • более 500 методиче6ских книг и пособий, • компьютер – 6 шт., • ноутбук для работы специалистов и воспитателей 8 лениям работы ДОУ 2. Музыкальный зал Для проведения музыкальных занятий, досуга, праздников, развлечении, театрализованной деятельности. 3 Спортивный Для проведения зал физкультурнооздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений, игр. групп – 19 шт., • ноутбук для работы с старшими дошкольниками по программе элементарного программирования 6шт • сканер – 1 шт., • принтер – 2 шт. (цветной и ч/б), • аппарат для брошюрования – 1 шт., • аппарат для ламинирования – 1 шт., • телефон-факс – 1 шт., • камера – 1 шт., • фотоаппарат – 1 шт., • развивающие дидактические игры и игрушки, методические пособия – более 200 наименований. • диски, кассеты, картины – около 100 наименований • стол компьютерный угловой – 1 шт., • стол рабочий – 1 шт., • шкафы для документации – 4 шт., • стеллажи для пособий – 5 шт., демо системы для демонстрации методических материалов – 5 шт. • пианино, синтезатор, музыкальный центр –1шт. • презентационное оборудование (ноутбук, экран, проектор • детские музыкальные инструменты • развивающие игры, • диски, кассеты – более 50 шт. • зеркальная стена • ширма • театральные костюмы для детей и взрослых – более 150 наименований, • стулья детские трех ростовых групп – 60 шт. • стол рабочий – 1 шт., • тумба под аппаратуру – 1 шт., • микрофоны микшерные- 2 комплекта • колонки -4 шт • стулья офисные –40 шт. • декорации для детских театральных постановок (домик, искусственные деревья, скамейки и др; • театр ростовых кукол;театр кукол би-ба-бо •Стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурнооздоровительной работы. •Обручи, мячи разных размеров, скакалки др. предметы для выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений; •Гимнастическая стенка 4 шт. •Скамейки 6 шт. •Тренажёры, беговые и шаговые, велотренажёр; 9 4. Кабинет ИЗО студии Для проведения образовательной и совместной деятельности с детьми. 6. Кабинет пе- Для индивидуальдагоганых занятий психолога 7. Сенсорная комната Для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы •Мягкий бассейн с мячами -2 шт.; Стеллаж; Мягкие модули Детский степ 15 шт, балансиры детские-10 шт Мольберты – 5 шт. Стеллаж для пособий, наглядных материалов, канц. товаров и др. Стол детский ромашка 2 шт. Х 6 мест Стулья детские – 12 шт. Наглядные пособия, канц. товары, Картины в рамках Интеракивный комплекс «Ожившие рисунки» 3D принтер, 3D ручки + набор цветного пластика для объемного моделирования-10 комплектов Студия аква-анимации – 5 комплектов (чаша, краски эбру, кисти для рисования в технике эру) • Диагностический материал, разнообразные дидактические игры для дошкольников, (наглядный и демонстрационный материалы); • Дидактические материалы для ведения работы с детьми и диагностики; • Стол педагога – 1 шт. • Стул офисный мягкий – 2 шт. • ноутбук -1 шт. • Принтер – 1 шт • Стол детский – 4шт. • Стул детский – 6 шт. • Стеллаж для игрушек и пособий; • Мольберт прозрачный двухсторонний – 1 шт. • Интерактивная песочница – 1 шт. • Развивающий комплекс «Фиолетовый лес» • Мягкий модуль для сенсорного развития «Ромашка» • Дидактический стол-мазаика - 1 шт. • Ковер – 1шт. • Музыкальный центр – 1 шт. и др. Сухой бассейн с шариками – 1шт Стол песочный с подсветкой – 1 шт. Комплекс сенсорные дорожки – 1 шт. Настенный бизиборд 3 шт. Светодиодный дождь 1 шт. Воздушно-пузырьковая колонна на мягкой платформе – 1 шт. Интерактивный комплект Меркурий + комплект дисков – 1 шт. Светодиодная нить 1 шт. Балансир большой – 2 шт. Ковер – 1 шт. Пуф мягкий – 2 шт. 10 8. 9. 10. 11. Кабинет учителялогопеда Для проведения коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями Для развития интенллектуальных способностей Шкаф для методической литературы- 1 шт Рабочий стол логопеда – 1 шт Стул офисный мягкий – 2 шт. Стол логопедический с зеркалом – 1 шт Мольберт прозрачный двухсторонний Центр Дидактические настенные игровые панели: шахма«Умники и ты, крестики – нолики, сенсорное домино. умнички» Шахматные столы – 2 шт. Стулья детские – 8 шт. Столы детские «трапеция» - 4 шт. Стелаж игровой для хранения игр и пособий Шахматы – 6 шт. Олимпийские шашки – 4 шт Шашки с игровым полем – 8 шт. Деревянный конструктор CUBORO- 8шт., разного уровня Конструктор для творчества – 4 шт. Дидактические игры на развитие логического мышления и коммуникативных навыков Сенсорная интерактивная панель с комплектом развивающих игр для дошкольников Центр Для развития кон- Интерактивная доска -1 шт «Конструи- структивных Короткофокусный проектор для интерактивной рования и навыков и осно- доски основ робо- вам программи- Ноутбук с ПО для элементарного программироватотехники» рования ния – 6 шт Стул детский – 6 шт Стол детский компьютерный – 6 шт. Стеллаж для конструктора Панель игровая настенная для вертикалного моделирования GIGO Конструктор GIGO- 4 комплекта Конструктор LEGO EDUCASHN- 4 комплекта Конструктор Wedoо 2 – 8 комплектов + ресурсный набор Конструктор LEGO Первые механизмы – 6 комплектов Конструктор деревянный «Развитие» - 2 шт. Конструктор MAGNETIC -4 шт Конструктор «Полидрон «Мосты» Конструктор ТehnoLab предварительный уровень 2 шт. Конструктор с программным обеспечение MiniBot -2 шт. Конструктор с программным обеспечением и игровым полем «Robomaus» - 2 шт и др. Игровые 16 игровых прогулочных площадок, площадки 16 веранд, малые игровые формы на каждом прогулочном участке, песочницы с крышками. 11 Для проведения Кольцеброс вертикальный, стена для подъема с физкультурных канатом, щит для метания, бревно балансировочзанятий и досугов ное, бревно гимнастическое 13. МузыкальДля организации Система тоновых колокольчиков и треугольников, ная площад- и проведения поющая пирамида, поющая чаша, ксилофон ка совместной деятельности по муз. развитию 14. Уголок без- Для организации На территории ДОУ нанесена дорожная разметка с опасности и проведению основными ориентирами для формирования прадорожного совместной дея- вил безопасного поведения на улицах города. движения тельности по пра- Имеются комплект выносные знаки дорожного вилам дорожного движения. движения Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) организована на принципах ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность и инициативу каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов, уровня активности. Групповые помещения ДОУ (всего 16 групповых ячеек) оснащены удобной детской мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям СаНПиН. РППС постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Зонирование групповых помещений соответствует возрасту воспитанников группы, познавательным, интеллектуальным и физическим особенностям, требованиям программно-методического комплекта: в каждой группе оборудованы центры активности для самостоятельной деятельности детей, такие как: «центр экспериментирования», «центр познания», «центр творчества», «игровой центр», «речевой центр», «спортивный центр». Воспитатели групп регулярно пополняется содержание данных центров дидактическим, сюжетным, познавательным и развивающим материалом. Все больше в группах появляется материалов, активизирующих познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, в группах старшего дошкольного возраста восьмимодульный комплект интерактивного оборудования для опытно-экспериментальной деятельности «НАУРаша»; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Оборудование предметно-пространственной среды подбирается с учетом половой принадлежности воспитанников: для мальчиков и девочек. В группах игровые центры оснащены комплектом для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Больница», «Кухня» и др.), игрушками для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр воспитанников. В группах коррекционной направленности (логогруппы) имеются зоны для индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, которая направлена на оптимизацию выявленных затруднений детей, отработку и закрепление пройденного материала. Согласно программным задачам. В 16 группах: - интерактивные доски для организации образовательного процесса – 5 шт. - магнитофон – 16 шт. - мобильные магнитно-маркерные доски – 4 шт - магнитно-меловые мольберты – 16 шт. - игрушки, развивающие игры и пособия в соответствии возрастным особенностям детей и количеству детей в группах. 12. Спортивная площадка 12 В развивающем пространстве детского сада (фойе) есть мини-музей «Мой край», интерактивный холл с интерактивным образовательным решением «Интерактивный пол», лестничные площадки имеют тематическое оформление. Режим работы ДОУ Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития. Детский сад работает с понедельника по пятницу с 7.00 до 19.00. Продолжительность занятий от 15 до 30 минут, среднее их количество от 1 до 3-х в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке. Обеспечение безопасности 1. В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности), согласован с начальником УВД и начальником отдела по делам ГО и ЧС Ленинского района г. Новосибирска. 2. Имеется Декларация пожарной безопасности, зарегистрированная ОНД по Пермскому району. 3. В детском саду установлена «тревожная сигнализация», автоматическая установка пожарной сигнализации. 4. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и ПДД. 5. Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ. Питание в ДОО осуществляется в соответствии с 10-дневным меню и обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в соответствии с санитарными правилами и нормами. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах). Система работы по здоровье сбережению воспитанников, консолидирующая интересы всех участников педагогического процесса, направлена на формирование у детей ответственного отношения к здоровью, оказание коррекционной помощи детям и созданию условий, адекватных возможностям каждого ребенка, в том числе детей с проблемами в физическом и психическом развитии. Воспитанникам Учреждения гарантируется: - охрана жизни и здоровья; - защита от всех форм физического и психического насилия; - защита его достоинства; - удовлетворенность потребностей в эмоционально-личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; - развитие его творческих способностей и поддержка детской инициативы в разных видах детской деятельности; - получение помощи в коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей; - предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий. Вывод: социальные условия территории способствуют успешной социализации воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью, не покидая пределов района. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрез13 вычайных ситуаций. Издаются приказы, работает пожарно-техническая комиссия, комиссия по охране труда. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются. Контингент воспитанников Количество групп Списочный состав, из них: 16 491 ребенок от 2 лет до 3-х лет от 3-х лет старше логопедические группы 1 группа - 25 детей 15 групп – 469 детей 1 группы - 26 детей Социальный паспорт семей воспитанников По социальному составу преобладает полная семья – 75%, не полная – 24%, опекуны – 1%. Высшее образование имеют – 49% родителей, средне-специальное – 41%, средне – 10%. По количественному составу детей в семье: 1 ребенок – 65%, 2 ребенка – 25%, 3 ребенка – 10%. С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ разработана технология работы с родителями, которая включает в себя: 1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с программой). 2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы. 3. Реализация общих мероприятий: школа психолога, совместные праздники, родительские собрания, совместные мероприятия, детско-родительские акции, проектная деятельность. 4. Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи: посещение ребенка на дому, почтовый ящик «Поговорим о наших детях», буклеты с оперативной информацией, консультации, беседы. Структура управления ДОУ Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является заведующий Учреждением. Заведующий Учреждением назначается начальником управления образования. Утверждение структуры и штатного расписания Учреждения осуществляется заведующим Учреждения. В Учреждении сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся: - Общее собрание работников Учреждения; - Педагогический совет Учреждения; - Профсоюзный комитет; - Управляющий совет; - Наблюдательный совет. Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция) направлены на достижение оптимального результата. Планируется расширение внешних связей с различными структурами. 14 Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства, в связи с этим в ДОУ проводится систематическая работа по повышению профессиональной компетентности, освоению новых технологий, методик. Образовательный процесс осуществляют 36 педагога. Профессиональный уровень педагогов Категория Высшая Первая Соответствие б/к Итого Воспитатели 1 6 1 20 28 Педагог доп.образования 1 1 Учительлогопед Педагогпсихолог Музыкальный руководитель 1 2 2 1 2 2 2 Старший воспи- 1 татель Инструктор ФИЗО Итого 1 по 2 8 1 2 2 27 38 15 Повышение квалификации Категория Воспитатели 2019-2020 28 Педагог доп.образования 1 Учитель-логопед 2 Педагог-психолог Музыкальный руководитель 1 1 Старший воспитатель 1 Инструктор по ФИЗО 2 Итого По стажу работы 36 1-3 года 3-5 лет 5-10 лет 10-15 лет 15-20 лет 20 и более лет 6 чел. 4 чел 4 чел 11 чел 4 чел 7 чел Средний возраст педагогов – 39,6 лет. А это значит, что в коллективе благоприятным образом сочетается молодой задор, уверенность зрелости и опыт мудрости. Команда единомышленников, педагоги в содружестве с родительской общественностью и социальными партнёрами решают задачи реализации «Комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Совет Учреждения наряду с другими вопросами определяет стратегию развития ДОУ как инновационного образовательного учреждения. Таким образом, выявленные в ходе анализа воспитательно образовательного процесса сильные стороны свидетельствуют о: мобильности коллектива ДОУ, стремлении к самообразованию, к овладению современными образовательными технологиями; грамотной организации образовательного процесса, способствующего успешной социализации детей и закладыванию у них основ общечеловеческих знаний; укрепляется положительного имидж образовательного учреждения. Раздел 3. Проблемный анализ деятельности ДОУ за период, предшествующий инновационному циклу развития 3.1. Анализ образовательной политики и социального заказа. Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является признание приоритетности образования (Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» ст.3 п.1). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст.10 п.4 дошкольное образование обозначено, как первый уровень образования и является полноправной ступенью Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые требования. В первую очередь, главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными 16 выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи: 1. обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума; 2. достижение нового современного качества дошкольного образования; 3. повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; 4. развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса - дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения. 5. системы поддержки талантливых детей. Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ микросоциума. Социальный заказ Требования к компетенциям Требования «условиям в выпускника ДОУ образовательном учреждении» • Готовность к выбору • Здоровье сбережение всех участников образова• Современное системное и проектное мыштельного процесса ление • Преемственность • Коммуникативные компетенции • Открытость ДОУ • Толерантность • Участие общественности в системе оценки каче• Развитие индивидуальности ства образования • Мобильность и готовность обучаться в тече- • Непрерывное повышение профессионального ние всей жизни уровня сотрудников • Правовая культура • Инновационность • Гражданская позиция • Система поддержки талантливых детей. • Ответственное отношение к здоровью • Программа дошкольного образования для детей с • Эмоционально-комфортное состояние ограниченными возможностями здоровья. Данные по результатам проведенного в ДОУ анкетирования и опроса родителей показали, что современный детский сад должен быть: • современно оснащен и эстетически привлекателен - 78%; • с комфортными психолого-педагогическими условиями - 86%; • с высоким профессионализмом сотрудников - 85%; • с индивидуальным подходом к ребенку - 97%; • с качественной подготовкой к школе - 89%; • с использованием современных программ и технологий (включая здоровье сбережение) - 91%. Кроме этого, 83% родителей готовы участвовать в жизни ДОУ, большинство из них (61%) хотят быть непосредственными помощниками в жизнедеятельности группы, 3% - хотели бы выступить в роли советников, 57% - готовы участвовать в оценке образовательных услуг. В целом проведенные исследования показали достаточный уровень педагогической компетентности родителей, многие из них владеют достаточными психологопедагогическими знаниями. Это означает, что требования таких родителей очень высоки, они ждут от ДОУ компетентной и адекватной информационно-консультативной помощи. 17 Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как то, что уровень информированности данных родителей о жизнедеятельности ДОУ и его возможностях не позволяет им воспринимать нас как квалифицированных консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка. Значит, одной из задач детского сада является повышение информированности и заинтересованности данных родителей. Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон Программа развития на 2019-2023 г.г. призвана осуществить переход от актуального развития ДОУ к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность деятельности, тем самым делая этот переход психологически комфортным для всех участников педагогического процесса. Возможные угрозы (опасности) в реализации программы развития: - угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс; - отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у отдельных педагогических работников; - трудности в получении платных дополнительных услуг (часть контингента обучающихся из неполных, материально необеспеченных, «неблагополучных» семей); - стереотипность мышления педагогов. Раздел 4. Концепция развития ДОУ В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению. Миссия детского сада – в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, способствующих полноценному развитию ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и интересами. Это будет обеспечиваться индивидуализацией образовательного процесса через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Обеспечение эмоционального благополучия будет достигаться посредством: уважительного отношения к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям; непосредственное общение с каждым ребёнком; создания условий для доброжелательных отношений между детьми. Философия жизнедеятельности Философия – это понимание смысла жизнедеятельности ДОУ через особую систему знаний и ценностей. Индивидуализация: взаимодействие всех участников образовательного процесса, ориентированное на интересы и возможности каждого. В нашем ДОУ мы стремимся создать усло18 вия для развития индивидуальных способностей, раскрытия заложенного природой потенциала, возможности самореализации. Здоровье: это состояние полного физического, психического и социального благополучия - состояние гармонии. Наличие здоровья у человека – результат ведения им здорового образа жизни. Очень важно не только создавать условия для ведения здорового образа жизни, но и воспитывать на своём примере. Поэтому мы стремимся приобщить к ведению здорового образа жизни не только детей, но и их родственников, а также всех сотрудников ДОУ. Семья: в ней ребёнок находится в течение длительного периода своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Поэтому во взаимодействии с каждым ребёнком мы учитываем сложившиеся в его семье традиции, опыт воспитания. Сотрудничество, открытость: педагоги совместно с родителями обсуждают актуальные вопросы, решают возникшие проблемы, а также делятся информацией, опытом, идеями. Профессионализм, высокое качество образовательных услуг: развитие организации неотделимо от профессионального роста ее сотрудников. Педагоги нашего ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах. Инновационность: педагоги ДОУ нацелены на самообразование, отбор и введение в практику новых эффективных технологий, форм, методов, повышающих эффективность образовательного процесса и отвечающих современным требованиям государственной политики. Вариативность и разнообразие: являются неотъемлемой составляющей образовательного процесса, как следствие социального заказа государства и родителей, а также исходя из особенностей развития детей. 4.1. Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования представлены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, исходя из которых мы может описать качества личности выпускника нашего ДОУ. Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для проявления личной инициативы в различных видах деятельности. Он обладает творческим мышлением и способен действовать не по шаблону, а достигать цели альтернативным способом. Ребёнок способен самостоятельно ставить проблему, добывать необходимую информацию для её решения, применять полученные знания в практической деятельности. Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками самоконтроля, умеет планировать, принимать решения и брать ответственность за них на себя, в том числе и по отношению к другим людям. Ребёнок понимает значимость своих действий. Умеет брать на себя такие обязанности, которые соответствуют его уровню развития и которые он может выполнить. Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка. Ребёнок обладает способностью составлять собственное мнение о себе и других людях, давать характеристику своим и чужим поступкам. Ребёнок признает за собой и за другими право быть непохожими, со своими интересами, привычками, умениями, а также национальными особенностями. Он знает свои сильные стороны, имеет опыт преодоления трудностей, обладает чувством собственного достоинства, а также имеет установку на положительное отношение к миру и другим людям. Ребёнок овладевает начальными представлениями о ценности своего здоровья и необходимостью вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими. 19 Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёжные доверительные отношения с родителями, педагогами. Он умеет устанавливать прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками. Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он умеет получать знания через собственный опыт: исследования, игру, взаимодействие. В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие, оказать помощь другому человеку. Ребёнок не боится решать проблемы самостоятельно или обращаться за помощью к сверстникам. Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка развито умение и привычка слушать собеседника, делиться своими мыслями и точкой зрения. Он обладает первичными навыками публичного выступления. Выпускник детского сада обладает начальными знаниями о правилах и нормах жизни в семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы правового поведения. Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает способностью самостоятельно мыслить, логически рассуждать, обладает навыками простейшего абстрагирования, умеет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы. Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить, согласиться или отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения собеседников, обладает гибкостью суждений. Иными словами, мы должны выпустить ребенка физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом. 4.2. Образ педагога дошкольного образовательного учреждения Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог со своими особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу сформулированы в профессиональном стандарте педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013г.) и в ФГОС ДО, представленные в виде трудовых действий, необходимых умений, знаний и других характеристик. Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует ценностям, формирующим корпоративный дух организации. Личность может воспитать только личность. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них, приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат): 1. Профессионализм воспитателя: • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; • владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам; • свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровье формирования, использует их как основу в своей педагогической деятельности; • владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы; • умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; 20 • владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; • умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе; • стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала; • реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей; • владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг. 2. Проявление организационно-методических умений: • использует в работе новаторские методики; • включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии; • владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. 3. Личностные качества педагога: • четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований; • имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; • обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью; • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе; • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей; • креативен; • воплощает идеи гуманизации педагогического процесса; • развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме; • ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума. Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего. 4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат) Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 3 до 7 лет, их социализации и самореализации. Перспектива новой модели организации предполагает: эффективную реализацию образовательной программы воспитания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств 21 социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования; четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса; принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы обучения и развития, возможность самостоятельного поведения; высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям населения. Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития. Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции Программы развития ДОУ на 2019-2023 г.г. Для создания модели современной дошкольной образовательной организации необходим переход к образовательной модели с ведущим фактором индивидуально-личностного и интерактивного взаимодействия. 4.4. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения Новая Программа развития направлена на создание таких условий пребывания ребенка в ДОУ, чтобы ему хотелось не только пребывать в детском саду, не только обучаться, но и получать радость от успеха своей деятельности, быть в центре внимания своих сверстников, получать одобрение своих педагогов, быть успешным. Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов воспитанников, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности педагогов и специалистов, уровня системы управления качеством образования в ДОУ. Конечно, ключевой фигурой современной образовательной системы является ПЕДАГОГ, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде педагогов. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса педагога становится разработка политики по формированию нового функционала педагогов как новой общественной элиты, поэтому педагог должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанников. Материальная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания современной инфраструктуры 22 ДОУ необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания детского сада, территории к нему прилежащей. Модель информатизации ДОУ предполагает использование информационной среды детского сада для планирования образовательного процесса каждым педагогом, обладающим профессиональной ИКТ - компетентностью. Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого педагога и специалиста: наличие свободного доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Организационная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений педагогов, их личностного и профессионального роста. 4.5. Механизм реализации Программы Развития Механизмом реализации программы Развития ДОУ является составляющие ее проекты и программы. Научно-методическое и организационное сопровождение реализации проектов программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и учреждений социального партнёрства. Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов. Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой план работы образовательной организации. Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и представляться через Публичный доклад заведующего ДОУ ежегодно. Предполагается организация и проведение серии семинаров, способствующих психологической и практической готовности педагогического коллектива к деятельности по реализации проектов. 4.6. Критерии оценки эффективности и реализации Программы Развития ДОУ Согласованность основных направлений и приоритетов программы с федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами в области образования. Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса. Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых ДОУ услуг. 5. Основные направления Программы развития ДОУ 1. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных технологий. 2. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для успешной социализации и развитии творческого потенциала личности воспитанников. 23 3. Развитие потенциала педагогического коллектива и кадровое обновление. 4. Совершенствование структуры управления ДОУ. Задачи этапа 2019 2020 2021 2022 2023 Участие ресурсных партнёров Ответственн ые I этап (подготовительный) январь 2019 г. – сентябрь 2019 г. Цель: Подготовить ресурсы для реализации Программы Развития Внесение изменений и доЗаведующий * * * * * полнений в документы, реДОУ, гламентирующие деятельность ДОУ в связи с изменяющимися условиями Укрепление связей с имеюКраевая органи- Заведующий * * * * * щимися ресурсными партнезация профсоюза ДОУ рами и поиск новых ресурсработников образования учреных партнеров ждения дополнительного образования, учреждения культуры г.Перми Поиск и внедрение методов МКУ Центр Заведующий повышения мотивации к лич- * ДОУ, старший * * * * развития ностному и профессиональобразования воспитатель, ному росту педагогов. ПМР»,ФГБУ председатель ГБУ ВПО ПК ПГГПУ Создание материальноБюджет Заведующий технических и финансовых * * * * * учреждения 70% ДОУ, зам. зав условий для работы ДОУ. Привлеченные по АХЧ средства 30% Внесение поправок в Профсоюз Заведующий «Положение о распределеработников ДОУ, предсении стимулирующего фонда образования датель ПК, заработной платы» ПМР, председатель Управляющий Управляющего совет ДОУ совета Разработка дальнейших МКУ Центр раз- Заведующий перспектив развития системы * * * * * вития образова- ДОУ, старший взаимодействия с другими ния ПМР»,ФГБУ воспитатель, педагогсоциальными институтами ГБУ ВПО психолог ПГГПУ, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры 24 г.Перми II этап (реализации) сентябрь 2020 г.- сентябрь 2023 г. Цель: практическая реализация Программы Развития Все с кем имеПоддержание и укрепление * * * * ются договора о имеющихся связей с ресурс- * сотрудничестве ными партнерами Реализация мероприятий по основным направлениям, определённым Программой Развития; Обновление содержания и форм деятельности для родителей Качественная разработка программного обеспечения воспитательно образовательного процесса ДОУ Организация методического сопровождения педагогов по повышению профессионального уровня и качества работы: - изучение, овладение и создание базы современных игровых технологий; - разработка, апробация и внедрение авторских игровых технологий, проектов; - формирование компетенций педагогов для работы с детьми с ОВЗ; - создание условий для обобщения и распространения педагогами успешного педагогического опыта; - обеспечение качества участия педагогов ДОУ в конкурсах профессионального мастерства Создание условий для качественной реализации здоровьесберегающих мероприятий и программы физического развития дошкольников «Буд здоров дошколник»: - обновление спортивного оборудования; - приведение программно- * * * * * * * * * * * * * * * * * * Заведующий ДОУ, старший воспитатель Социальные Заведующий партнеры ДОУ, ст.воспитатель, зам. зав по АХЧ Ст.воспитател ь, педагогпсихолог МКУ «ЦРО Заведующий ПМР» ДОУ, ст. воспитатель, творческая гр. * ФГБУ ПГГПУ ВПО Заведующий ДОУ, старший воспитатель, творческая группа, специалисты ДОУ * ФГБУ ПГГПУ ВПО Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги ДОУ 25 методического обеспечения в соответствие требованиям ФГОС ДО; - внедрение современных форм осуществления физультурнооздоровительных мероприятий; - включение родителей в образовательный процесс; - повышение квалификации воспитателя по физической культуре; - обеспечение информационной открытости. Расширение программного содержания в вариативной части ООП, формируемой участниками образовательных отношений с учётом потребностей детей и родителей (законных представителей) Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи с учетом индивидуальных потребностей: - привлечение родителей к непосредственному участию в управлении ДОУ; - участие родителей в оценке качества реализации ООП, в том числе вариативной части; - поиск и внедрение новых форм и методов приобщения родителей к жизнедеятельности ДОУ, с использованием современных ИКТ. Выполнение предписаний органов контроля и надзора Укрепление имеющейся материально технической базы (приобретение нового современного оборудования, пособий, оргтехники и др.) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ФГБУ ПГГПУ ВПО Заведующий ДОУ, ст. воспитатель, творческая группа, специалисты ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагогпсихолог Заведующий, зам. зав по АХЧ Заведующий ДОУ, зам. зав по АХЧ III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2023 г. Цель: оценка качества реализованных мероприятий Проведение проблемноМКУ «ЦРО Заведующий * * ориентированного анализа ПМР» ДОУ, зам. зав состояния МТБ обеспечивапо АХЧ, ст. 26 ющего функционирование ДОУ; реализацию ООП и других образовательных программ воспитатель * Мониторинг психологопедагогических условий, созданных в ДОУ для качественной реализации образовательных программ Оценка уровня включенности педагогов родителей в инновационную деятельность ДОУ Опрос родителей на предмет удовлетворенности созданными условиями для детей в ДОУ, качеством деятельности Оценка качества участия педагогов в конкурсах профессионального масстерст-ва, мероприятиях по расспространению опыта педагогической деятельности педагогов Анализ результатов мониторинга индивидуального развития воспитанников, участия в творческих, интеллектуальных конкурсах Проведение корректировки мероприятий по реализации Программы Развития в соответствии с результатами мониторинга Предоставление аналитического материала на педсовете ДОУ, общем родительском собрании, разместить на сайт ДОУ * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Управляющий совет ДОУ Экспертно методический совет МКУ ЦРО ПМР Педагогический совет ДОУ Управляющий совет ДОУ * Педагогический совет ДОУ * Управляющий совет ДОУ * Педагогический совет ДОУ Заведующий ДОУ, ст. воспитатель, педагоги ДОУ * Управляющий совет ДОУ Заведующий ДОУ, зам. зав по АХЧ, ст. воспитатель * Определение проблем для разработки новой Программы Развития Заведующий ДОУ, старший воспитатель, Заведующий ДОУ, ст. воспитатель, педагогпсихолог Заведующий ДОУ, старший воспитатель Заведующий ДОУ, старший воспитатель * * Заведующий ДОУ, старший воспитатель Управляющий совет ДОУ Экспертно методический совет МКУ ЦРО ПМР Заведующий ДОУ, зам. зав по АХЧ, ст. воспитатель 27 Педагогический совет ДОУ 6. Планируемый результат В жизнедеятельности ДОУ произойдут качественные изменения, которые придадут детскому саду современный облик и высокую конкурентно способность на рынке образовательных услуг; созданные условия будут удовлетворять требования ФГОС ДО, позволят оказывать качественные образовательные услуги с учётом социального заказа государства и родительского сообщества ДОУ. Система управления ДОУ будет соответствовать требованиям современности: • Будет совершенствоваться и внедрена в практику внутренняя система оценки качества образования, как средство управления ДОУ. • Локальные акты ДОУ будут соответствовать современной нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность образовательных организаций • Система мотивации и стимулирования педагогов позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг. • В ДОУ будет удовлетворен запрос родителей на дополнительные образовательные услуги. Материально-техническая база будет обновлена и расширена, в соответствии с требованиями времени и задачами деятельности коллектива. Методическая служба ДОУ обеспечит сопровождение воспитательно образовательного процесса, через качественную разработку и подбор учебно-методического комплекта программ дошкольного образования (ООП, АООП, вариативные программы, как часть формируемая участниками образовательных отношений). Кроме того, методическая служба ДОУ будет способствовать: • повышению профессионального уровня и качества работы в организации воспитательно-образовательного процесса; • освоению теории и применении на практике современных развивающих, игровых технологий в работе с детьми и родителями; • психолого-педагогические условия будут соответствовать ФГОС ДО. Система работы с родителями претерпит качественные положительные изменения: • Родители будут включены непосредственно в воспитательно-образовательный процесс, и будут являться субъектами деятельности • В работе с родителями будут использоваться современные, интерактивные, нетрадиционные формы, ИКТ, которые будут способствовать включению родительского сообщества в жизнедеятельность ДОУ. Взаимодействие с ресурсными партнерами • расширены и укреплены связи ДОУ с партнерами; • отношения будут строиться на договорной основе 28