1 Об утверждении Концепции по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период на 2022 – 2030 гг. В целях совершенствования региональной системы управления качеством образования, в части реализации права, обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование, на основании приказа Министерства образования и науки Пермского края от 17 марта 2022 г. № 26-01-06-234 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, среднего профессионального образования и профессионального обучения, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Пермском крае на долгосрочный период на 2022 – 2030 годы» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период 2022-2030 гг. (далее – Концепция). 2. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Пермского края, руководствоваться в работе настоящим приказом. 3. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований Пермского края, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем управления качеством образования. Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 1 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 2 4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Пермского края Звереву Н.Е. Министр Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 2 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 Р.А. Кассина УТВЕРЖДЕНА приказом Министерства образования и науки Пермского края от № КОНЦЕПЦИЯ по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период 2022-2030 гг. I. Общие положения Концепция по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период 2022-2030 гг. (далее – Концепция) определяет принципы, цели, задачи и основные направления развития инклюзивного образования в Пермском крае. Концепция разработана для обеспечения равного доступа к образованию всех лиц с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Концепция является основой для разработки и реализации различных региональных программ, в том числе межведомственных, проектов и мероприятий, направленных на поддержку образования лиц с инвалидностью, с ОВЗ и развитие инклюзивного образования в Пермском крае, позволяет выстроить систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем развития системы образования. Концепция предусматривает разработку программного, учебнометодического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовку педагогических и управленческих кадров, возложение организационнометодических функций на государственные и муниципальные образовательные организации Пермского края, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся лиц с инвалидностью, с ОВЗ и не предполагает реорганизации на территории Пермского края государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ. Региональные ресурсные центры по поддержке образования детей лиц с инвалидностью, с ОВЗ, ресурсный центр по сопровождению обучающихся, находящихся на длительном лечении, обучение которых организуется в медицинских организациях и /или на дому, государственные образовательные Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 3 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 2 организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы (далее – АООП) для обучающихся лиц с инвалидностью, с ОВЗ, наравне с другими образовательными организациями участвуют в развитии инклюзивного образования, в формировании соответствующих моделей и форм организации специальных условий получения образования лицами с инвалидностью, с ОВЗ. 1.1. Основные термины, используемые в Концепции При раскрытии целей, задач, принципов развития инклюзивного образования, а также приоритетных направлений и механизмов реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей лиц с инвалидностью, с ОВЗ используются следующие понятия: абилитация – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности; адаптивная образовательная среда – социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения. Адаптивная среда является необходимым условием организации успешного воспитания и обучения в условиях организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального образования и позволяет обеспечить полноценную инклюзию (включение) обучающихся лиц с инвалидностью, с ОВЗ в образовательную среду; адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с инвалидностью, с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; адаптированная основная общеобразовательная программа – общеобразовательная программа, адаптированная для обучения детей лиц с инвалидностью, с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь: сопровождение, оказание поддержки Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 4 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 3 в перемещении по зданию и по классу, в образовательном пространстве в целом, помощь в формировании чувства уверенности; ассистеативные технологии – различные устройства, оборудование, продукты, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей лиц с инвалидностью, с ОВЗ и позволяющие обеспечить доступ к информации, процессу общения, информационно-образовательной среде; безбарьерная среда – это совокупность объектов социальной инфраструктуры, оборудованная таким образом, что инвалиды могут свободно перемещаться, осуществлять доступ в любые объекты и передвижение внутри них самостоятельно или с минимальной посторонней помощью; группы кратковременного пребывания – группы в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) и (или) общеобразовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в составе которых ребенок с лиц с инвалидностью, с ОВЗ получает комплексную социальную и коррекционно-педагогическую поддержку. В группах кратковременного пребывания осуществляются индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми дошкольного возраста при активном участии семей, воспитывающих детей лиц с инвалидностью, с ОВЗ; домашнее визитирование детей с тяжелыми нарушениями здоровья – технология, предусматривающая организацию посещения по месту жительства детей раннего возраста, которые закрепляются за дошкольными образовательными организациями либо центрами психолого-медико-социального сопровождения, на основе договора о получении образования на дому с родителями (законными представителями) детей с тяжелыми нарушениями здоровья; доступность (безбарьерность) – совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная инженерная инфраструктура) и информационной среде, позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию; индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; комбинированные группы – группы в ДОО, осуществляющие психологопедагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 5 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 4 условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с различными стартовыми возможностями (как детей, не имеющих нарушений развития, так и детей лиц с инвалидностью, с ОВЗ; консультационный центр (пункт) – структурное подразделение ДОО, либо органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, оказывающее методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, дети которых не посещают ДОО или группу для детей дошкольного возраста в общеобразовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования; лекотека – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям (законным представителям), воспитывающим таких детей, предполагают использование игр и игрушек для приобретения опыта общения, выстраивания социальных контактов семей, имеющих детей лиц с инвалидностью, с ОВЗ. Модели инклюзивного образования в зависимости от степени интеграции детей с ОВЗ: временная интеграция – процесс, при котором дети лиц с инвалидностью, с ОВЗ в группах (классах) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с нормально развивающимися сверстниками не реже 1 – 2 раз в месяц общеобразовательные классы – классы в общеобразовательных организациях, созданные с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с инвалидностью, с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; особые образовательные потребности – потребности детей с инвалидностью, с ОВЗ, различающиеся у детей, относящихся к разным нозологическим группам в связи со спецификой нарушения в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, определяющие особую логику построения учебного процесса и отражающиеся в структуре и содержании образования; Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 6 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 5 психолого-медико-педагогическая комиссия (центральная, территориальная) (далее – ПМПК) – коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. ПМПК подтверждает, что ребенок является обучающимся с инвалидностью, с ОВЗ и определяет для него специальные образовательные условия; психолого-педагогический консилиум образовательной организации – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированного в образовательную среду, и стратегию развития инклюзивной образовательной среды в целом; психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ – профессиональная согласованная деятельность педагогических работников и специалистов, обеспечивающих обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора, социального педагога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога и других) (далее – педагогические работники и специалисты сопровождения), направленная на создание социально-психологических условий, в которых ребенок с инвалидностью, с ОВЗ с высокой вероятностью становится успешным в образовательной деятельности; психолого-медико-педагогическая комиссия – комиссия для своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, проведения их комплексного психолого-медикопедагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; психолого-педагогическая реабилитация – меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностнопрофессиональной ориентации; ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психологопедагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 7 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 6 группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей); реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса ребенка с инвалидностью, с ОВЗ; ресурсная среда – учебно-методический комплекс или комплект (далее – УМК), дидактическую компьютерную среду (далее – ДКС) и социальнокультурный образовательный ресурс (далее – СКОР). В ресурсную среду входят всё материальное и финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса; сетевая форма реализации образовательных программ – система связи, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций; служба ранней помощи – организованная психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательную организацию, включая подбор способов взаимодействия с ребенком в процессе его воспитания и обучения, коррекция нарушений в развитии; служба психолого-педагогического сопровождения – система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, а также оказание психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации; социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом; специальные условия – условия обучения, воспитания и развития обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 8 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 7 пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ; тьютор – это преподаватель, который проводит дополнительные занятия с учеником или с несколькими учениками ежедневно, еженедельно или ежемесячно с целью передать им знания или навыки по предмету; универсальный дизайн – дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. II. Методологические основания реализации системы инклюзивного образования на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации и Пермском крае В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Основной целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с инвалидностью, с ОВЗ к инклюзивному образованию, введение его в культуру, приобщение к жизни в социуме. Развитие инклюзивного образования в Пермском крае базируется на следующих общепринятых принципах: признание ценности человека, независимо от его особенностей, возможностей и достижений; максимально возможное обеспечение социальной компетентности, независимости и самостоятельности в жизни человека с инвалидностью, с ОВЗ; индивидуализация целей, задач, содержания и условий обучения и социализации, обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ; максимально возможное расширение образовательного пространства для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ за пределы образовательной организации (далее – ОО); межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных исполнительных и законодательных государственной власти, Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 9 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 8 социальных институтов, образовательных учреждений, заинтересованных лиц) с целью оптимизации процесса образовательной инклюзии обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ; социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе). Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в ОО, учреждениях детского отдыха и оздоровления на территории Пермского края включает следующие подходы, способы, формы: составление и разработка локальной документальной базы с учетом федерального, регионального, муниципального нормативно-правового обеспечения процесса образования, реабилитации и абилитации детей-инвалидов, обучающихся с особыми образовательными потребностями; разработка и реализация адаптированной образовательной программы (далее – АОП), индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ обучающегося – ребенка с инвалидностью, с ОВЗ – по развитию академических знаний и жизненных компетенций; отработка алгоритма взаимодействия специалистов социальнопсихологических служб и психолого-педагогических консилиумов (далее – ППк) в части своевременного сопровождения и социальной реабилитации обучающихся с особыми образовательными потребностями; создание и ведение индивидуальных карт развития, портфолио, обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ; повышение компетентности педагогов, специалистов в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации, в том числе на курсах повышения квалификации в части организации инклюзивного образования; разработка и реализация рабочих программ освоения предметов образовательной программы, в том числе АОП в условиях инклюзивного образования детей с инвалидностью, с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС); создание условий в части адаптивной образовательной среды – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа) и коррекционно – развивающего пространства для обучения и социализации; организация тьюторского сопровождения ребенка с инвалидностью, с ОВЗ в процессе обучения, технической помощи – ассистент (при необходимости); Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 10 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 9 создание условий в части «безбарьерной» образовательной среды – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения), условий в части сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; разработка рабочих программ воспитания с ориентацией воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса с учетом федеральных требований и рекомендаций по организации воспитательной работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ. 2.1. Нормативно – правовое обеспечение системы образования детей с инвалидностью, с ОВЗ 2.1.1. Законодательство Российской Федерации в области регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью, с ОВЗ: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 11 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 10 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413; распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1507-р; постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным Программам среднего профессионального образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. № 457 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 12 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 11 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». 2.1.2. Законодательство Пермского края в области регулирования вопросов образования лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью: Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае»; Закон Пермского края от 08 декабря 2014 г. № 405-ПК «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Пермском крае»; Закон Пермского края от 04 апреля 2016 г. № 627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края»; постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. № 1318-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Образование и молодежная политика»; постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. № 1319п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Качественное здравоохранение»; постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. № 1321п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края»; постановление Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 г. № 290-п «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края, государственных учреждений Пермского края по формированию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Пермского края»; постановление Правительства Пермского края от 29 августа 2017 г. № 748-п «Об организации работы по паспортизации объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в приоритетных для инвалидов и других маломобильных групп населения сферах жизнедеятельности на территории Пермского края»; постановление Правительства Пермского края от 30 мая 2018 г. № 294-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенции из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 13 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 12 и городских округов Пермского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях»; постановление Правительства Пермского края от 28 октября 2020 г. № 826-п «О единой интегрированной системе информационного взаимодействия в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Пермском крае»; приказ Министерства социального развития Пермского края от 31 октября 2014 г. № СЭД-33-01-03-555 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания»; приказ Министерства социального развития Пермского края от 04 ноября 2014 г. № СЭД- 33-01-03-558 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг»; приказ Министерства социального развития Пермского края от 21 мая 2018 г. № СЭД-33-01-03-340 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг и признании утратившим силу приказа Министерства социального развития Пермского края 02 октября 2014 г. № СЭД-33-01-03-497 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг»; приказ Министерства социального развития Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края, Министерства образования и науки Пермского края от 04 июня 2019 г. № СЭД-33-01-03-340 «Об организации межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Пермском крае»; приказ Министерства социального развития Пермского края от 11 марта 2020 г. № СЭД-33-01-03-188 «Об утверждении Порядка оказания государственной услуги «Организация службы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в возрасте от 0 до 4 лет»; приказ Министерства социального развития Пермского края от 05 мая 2021 г. № 33-01-03-285, Министерства образования и науки Пермского края от 07 мая 2021 г. № 26-01-06-513 «Об утверждении Программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве в Пермском крае на 2021-2025 годы»; приказ Министерства образования и науки Пермского края, Министерства социального развития Пермского края от 12 июля 2021 г. № 26-01-06-734/33-01- Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 14 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 13 03-479 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия при организации профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов, а также сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве»; приказ Министерства здравоохранения Пермского края от 29 января 2021 г. № 34-01-05-48 «Об утверждении Регламента оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения в Пермском крае». 2.2. Предпосылки развития инклюзивного образования в системе общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, обучающихся с особыми образовательными потребностями в Пермском крае Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Необходимым условием реализации инклюзивного образования является создание следующих специальных условий: наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и технологиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями; комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы; создание доступной инфраструктуры. Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия создаются условия для обеспечения комплексной реабилитации и абилитации, которые охватывают медицинский, социальный аспекты, вопросы образования, учитывая потребности обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ. На территории Пермского края созданы условия для получения инклюзивного образования в системе общего, дополнительного, профессионального образования. Сложилась целостная система психологопедагогического медицинского и социального сопровождения (далее – ППМСсопровождение) образования в Пермском крае, имеющая единую ценностносмысловую, организационно-функциональную и программно–технологическую основу и обеспечивающая взаимодействие образовательных организаций. Она включает в себя краевой и муниципальные психолого-педагогические медицинские и социальные центры (далее – ППМС-центры, систему психологомедико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) края, ресурсные центры образовательных организаций по психолого-педагогическому, медицинскому и социальному сопровождению, ресурсные организации инклюзивного Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 15 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 14 образования, стажировочные площадки инклюзивного образования, образовательные организации со сложившейся эффективной практикой организации инклюзивного образования, консультационные центры, службы оказания ранней помощи, психолого-педагогические консилиумы образовательных организаций. Создана и эффективно функционирует система научно-методического сопровождения доступного качественного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, которое осуществляет государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развитие образования Пермского края». Это позволяет обеспечить повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников по вопросам обучения, развития и социализации детей с инвалидностью, с ОВЗ. Развернута и поддерживается деятельность родительских сообществ детей с инвалидностью, с ОВЗ, общественных организаций инвалидов, краевых средств массовой информации. Это способствовало усилению социальной поддержки и распространению идей инклюзивного образования, формированию толерантного отношения к инвалидам, детям с инвалидностью, с ОВЗ в образовательной среде. Реализована система мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования для лиц с инвалидностью, с ОВЗ. Это активизировало в подведомственных профессиональных образовательных организациях разработку проектов и специальных программ, направленных на активное вовлечение в образовательную среду лиц с инвалидностью, с ОВЗ, формирование толерантной культуры у молодежи. 2.3. Создание архитектурной и предметно-развивающий среды. Обеспечение социально-психологического, педагогического сопровождение обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ. Развитие системы ранней помощи. Система методического сопровождения инклюзивного образования. Для создания универсальной безбарьерной среды используются следующие механизмы: разработка, принятие и реализации планов мероприятий («Дорожных карт») по созданию доступности зданий и услуг образовательных организаций для лиц с инвалидностью, с ОВЗ, принятых на муниципальном уровне; паспортизация доступности объектов и услуг образования лиц с инвалидностью, с ОВЗ; осуществление мониторинга доступности объектов и услуг образования для лиц с инвалидностью, с ОВЗ; Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 16 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 15 осуществление анализа обеспеченности образовательных организаций оборудованием для обучения лиц с инвалидностью, с ОВЗ, использования указанного оборудования и потребности в приобретении нового. Для комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с инвалидностью, с ОВЗ в условиях инклюзивного образования обеспечивается деятельность территориальных ПМПК на постоянной основе при максимально эффективном составе специалистов; определяется межведомственный механизм обеспечения территориальных ПМПК необходимыми специалистами; организация информационного обмена между центральной и территориальными ПМПК; обеспечивается эффективность межведомственного взаимодействия реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детейинвалидов. Для системы ранней помощи создаются консультативные центры (пункты), лекотек, службы ранней помощи, психолого-медико-педагогические консилиумы на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. При формировании системы методического сопровождения инклюзивного образования организовывается информационно-разъяснительная работа по вопросам инклюзивного образования детей с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (вебинары, видеоконференции и другие); проводится мониторинг и анализ условий в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование детей с инвалидностью, с ОВЗ. III. Стратегические направления реализации Концепции 3.1. Организация системы оценки качества образования обучающихся с особыми образовательными потребностями (внутренняя, внешняя и др.) на всех уровнях образования Проведение мониторинга качества образования ориентируется на основные аспекты системы внутренней системы оценки качества образования. 3.1.1. Качество образовательных результатов: оценка динамики образовательных результатов; соотношение результатов внешней и внутренней оценки; комплексный и критериальной подход к оцениванию; наличие системы и общепринятых установок в вопросах оценивания. 3.1.2. Качество условий: Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 17 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 16 материально-технические условия (организация образовательной среды, архитектурная доступность, наличие и оснащение кабинетов, учебные пособия и электронные ресурсы); организационные условия (наличие специалистов, курсовая подготовка педагогов, методическая работа); специфические условия (система психолого-педагогического сопровождения, оценка уровня взаимодействия участников образовательных отношений). 3.1.3. Качество реализации образовательного процесса: оценка содержания АООП; контроль качества реализации календарно-учебных графиков, планов, рабочих программ через оценку соответствия ФГОС начального общего образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью); контроль деятельности ППк (проектирование индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ), специальная индивидуальная программа развития (СИПР)); контроль формирования жизненных компетенций, социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ; оценка степени удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса. 3.2. Совершенствование мониторинговых обследований системы инклюзивного образования в Пермском крае План внутреннего мониторинга рассматривается на педагогических советах, заседаниях психолого-педагогического консилиума образовательной организации: качество адаптированных основных общеобразовательных программ, качество образовательного процесса, качество коррекционно-образовательного процесса; мониторинг достаточности созданных специальных образовательных условий потребностям обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ; мониторинг условий образовательного процесса: кадровое обеспечение, обеспечение учебниками, оснащение учебных кабинетов, оснащение кабинетов специалистов, создание специальной организации пространственно- временной среды с учетом особенностей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, соблюдение норм СанПиН; анализ эффективности реализации ИОМ и/или индивидуальных учебных планов (ИУП) обучающихся в соответствии с вариантом АООП; Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 18 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55 17 анализ эффективности сопровождающей деятельности ППк образовательного процесса детей с инвалидностью, с ОВЗ; мониторинг (внутренний и внешний) – стартовый, рубежный, итоговый образовательных достижений, обучающихся 1-11 классов; тематические контрольные работы по разделам программы; промежуточная аттестация. Документ создан в электронной форме. № 26-01-06-1408 от 28.12.2022. Исполнитель: Каткова И.Г. Страница 19 из 19. Страница создана: 27.12.2022 16:55