ДОП_Азбука письма

мриuипальное автономное образовательное у{реждение
кКондратовский детский сад <Акварельки))

о

Принята на заседании
педагогического совета

Заведующий

lй
,1)

жr
l[ротокол

това

ДоПоЛниТЕлЬнАяоБРАЗоВАТЕЛЬндЯ
ПРОГРАММА
речевой направленности
(АЗБУкА ПиСЬМА)
(прелупреждение дисграфии)

возраст детей: б -7 лет
срок реализации: 1 год

составиJIа

уrитель-логопед
Еловикова Ирина Георгиевна

Кондратово 2025

3. Принципы формирования программы кАзбука письма))..............................6

8. Перспективно-тематический план занятий по профилактике дисграфии..

tl

Информационная карта
I. Учреuсlенае

МАДОУ кКондратовский детский сад

Полное
названае

.Щополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа <<Азбука письмa>>

пDozlraмlylbl
3, Свеdеная об авmоре:
3. 1 . Ф. И.о., dолэtсносmь

Еловикова Ирина Георгиевна, rIител ь-логопед

2.

4. Свеdенuя о проzралLме:
4.1. Норлtаmuвная база
(еслu проzрал,ша dля dеmей с
овз поJиLl^4о ocHoBчblx
d о кум енmо в пр о пu с bt в q,ю mся
doKyMeHmbl, коmорые
касаюmся dеmей с овз)

<сАкварельки>

Федеральный закон <Об образовании в Росоийiкой
Федерачии 29 .|2.2012г. Ns 27 3 -ФЗ
Распоряжение Правительства РФ от 3 1 марта 2022 г. N
678-р <об угверждении Концепции ра:}вития
дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации>;
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.20l5 г. J\b 1309 кОб угверждении
Порядка обеспечения условий доступности для
инваJIидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
>>

образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи>>;
Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 2|.0З,2022j\Ъ 9 Об
угверждени и С анПиН 2,4.4.З 1,1 2- 1 4 <<С анитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнител ьного
образования детей> (далее - СанПиН);
Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 10.07.2015г. Ns26 (Об
угверждении СанПиН 2.4.2.3286-1 5 <Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обуlения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным
программам для обуiающихся с ограниченными
возможностями здоровья);
Письмо Министерства просвещения Российской

Фелераuии от 20.02,2019 г. Ns ТС-551/07 (О
сопровождении образования обlчающихся с ОВЗ и
2. Обласmь прuмененttя
4.3. Направленносmь
4.4. Тuп пооzDал4лlы
4.5. Возрасm обучаюu,|uхся по
4.

инвалидностью)).
дополнительное образование
социаJIьно-педагогическая, речевая
образовательная
6 -7 лет

проZраJvl]ие

6. Проdолжumельносmь
обчченttя
4.

1

год

пояснительная записка
1.

Актуальность программы

Актуальность проблемы предупреждения дисграфии обусловлена тем,
что с каждым годом проблема школьной неуспеваемости в области
письменной речи становится все более выраженной. Практика
логопедической работы также показывает, что профилактика дисграфии не
выделяется системно в работе уrителя-логопеда. Но при нарушении письма
возможны трудности во всём процессе обуrения.
Отечественные психологи рассматривают письмо как сложную
осознанную форму речевой деятельности детей, в структуру которой
вплетены процессы восприятия, памяти и моторики, сложно
взаимодействующие между собой. Письмо постепенно автоматизируется и
превращается в плавно протекающий навык, начuulо образования, которого у
ребенка примерно совпадает с 5-7 годами.

имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Учителя начальных кJIассов говорят, что первоклассники часто испытывают
серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность
дети испытывают в распределении внимания. Многие трудности, с которыми
стuLгIкиваются уIеники, в значительной мере обусловлены недостаточностью
работы на предыдущем, дошкольном этапе.

Использование данной программы в обуlении даст возможность
определить профилактические аспекты дисграфии у детей дошкольного
возраста с нарушениями речи и включить неиропсихологические методы и
приёмы в коррекционный процесс.
Программа дополнительного образования подготовка руки к писъму и
предупреждения дисграфии кАзбука письма) по содержанию является
соци₠tльно-педагогической, по функцион₠шьному предназначению - 1"лебнопознавательной, по форме организации - кружковой, по времени реztJIизации

-

1год, по уровню освоения - базовой.
Программа направлена на формирование условий дJuI самореализации

и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение
образовательных потребностей личности ребенка, формирование
общеинтеJIлектуапьных умений, развитие познавательных опособноотей,
расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее

развитие личности ребенка, создание условий для максим₠lльного раскрытия
индивиду₠tльного возрастного потенциаJIа ребенка.

Программа разработана на основе современных методик и технологий
А.Г.Горячевой,
А.Л.Сиротюк,
р₠вных авторов: А.В.Семенович,
Е.В.Колесниковой, Г. Г.Галкиной, Т.И.Щубининой.
Новизна программы <Азбука письмa>) заключается в том, что она
адаптирована для обуlения и воспитания детей дошкольного возраста с
r{етом особенностей их психофизического р₠lзвития, индивидуаJIьных
возможностей и направлена на коррекцию и компенсацию нарушений
р₠tзвития, соци,lJIъную адаптацию детей данной категории.
2. Щели и задачи

программы.

Щель - комплексная работа по профилактике дисграфии у летей 6-7 лет с
нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов
замещающего онтогенеза (профилактика дисграфии).

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обуrение
ему. Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики
кисти и пitльцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном
rrроцессе дошкольных )цреждений возникJIа необходимость уделять большое
внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для
овладения навыками письма в школе.

Программа способствуют рr}звитию мелкой моторики рук и высших
корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие, воображение, наблюдательность).
В основе комплекса занятий лежит метод замещающего онтогенеза
нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс
этапов. Основная его цеJIь - развитие мозгового (и шире нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.

Задачи:

1. Восстановление процессов нервной деятелъности.

2. Оптимизация тонуса мышц.
3. Оптимизация работы вестибулярного

аппарата.

4. Развитие межпоJý/шарного взаимодействия.
5. Развитие двигателъного KoHTpoJuI.

6. Формирование произвольной регуляции.
7

.

Развитие графомоторных навыков.

3. Принципы формирования программы <<Азбука письма>

В соответствии о ФОП ЩО рабочая программа опирается на следующие
принципы:
коррекционно-педагогические
_ принцип системного подхода;
_ принцип опоры на сохранные анализаторы;
:

- принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими
сторонами психического р₠ввития ребёнка;
- принцип уlёта структуры речевого дефекта;
- принцип у"lёта зоны ближайшего и актуrLльного развития;
дидактические:
- принцип нагJIядности - регламентирует полбор наглядного материала;
- принцип доступности - предполагает полбор материала от простого к
сложному, в зависимости от возрастных и индивидуtlльных потребностей
ребёнка;

-

принцип индивиду₠tпьного и дифференцированного подхода отражается на
комплектовании подгрупп в зависимости от результатов обследования детей
с нарушениями речевого развития.
4. Щелевые ориентиры на этапе завершения реализации

программы

<Азбука письма)
Формирование письма, его овладением и овладением письменной речью
невозможно без нiLличия межанаJIизаторньтх связей.
По окончании курса занятий у детей предполагается:
- формирование позитивных установок в обуlении;
- совершенствование межанализаторных связей ;
- оптимизациrI тонуса мышц;
- рtввитие двигательного KoHTpoJUI;
- рtввитие коммуникативно_речевых навыков;

- формирование произвольной регуляции деятельности;
- совершенствование графо-моторных навыков письма,
- совершенствование пространственных ориентировок: на себе, на листе

бумаги.

- развитие мелкой моторики рук, с использованием игр с

пIIJIьчиками,

обводки, штриховки, работа с бумагой, пластилином и т.д.
- развитие конструктивного праксиса: моделирования букв из паJIочек, ниток,
ceMrIH и другие приемы уrебного модеJмрования.
- формирование элементарных графических навыков.
В итоге логопедической работы дети должны:

- овпадеть навыками печатного изображения всех букв алфавита;
- дифференцировать изображения сходных по написанию букв

- Т - Д, В - Б

и др.;

- рiвличатЬ разницУ зеркшIьного И правильного изображения букв и
рисунков;
- уметь контролировать нажим карандаша при штриховке.

Интеграция образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие
5.

В области социiшьно-коммуникативного р₠ввития ребенка с ТНР, с
уrётом его психофизических особенностей, в условиях информационной
соци₠tлизации основными задачами образовательной деятельности являются
создание условий для:
- РrВВИТИЯ ОбЩеНия И вЗаимодеЙствия ребенка
работником и другими детьми;

с ТНР с

педагогическим

-

формированиrI позитивных установок к рi}зличным видам труда и
творчества; формирования основ безопасного поведения в быry, социуме,
Природе; развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР;
- развития игровой деятельности.
Шознавательное развитие - развитие познавательных функций:
- УПраЖНения, направленные на формирование базовых основ когнитивной
неиропсихологическои деятельности;
- рчLзвитие произвольной регуляции: )iпражнения на развитие регуляции
СаМОкоНтроля, произвольного вниманиrI, словесно-логического мышления.

РеЧеВОе РаЗВиТие - упражнения, направленные на формирование базовых
ОСнОВ реЧеВоГо рulзвития в рамках нейропсихологической деятельности;
развитие коммуникативно-речевых навыков.
ФИЗИЧеСкОе раЗВитие - упражнения на развитие двигательного контроля,

оптимизация тонуса мышц, развитие межполушарного взаимодействия,
формирование тонких движений п₠шъцев рук, р₠lзвитие общей и мелкой

моторики.

ХУдожественно-эстетическое развитие: взаимосвязь творческих
МыСлительных процессов, развитие систем межполушарного воздействия.

и

Формы и методы обучения.
нейрокоррекция (нейропрофилактика) - это комплекс специitльных
психолого_педагогических приемов, которые направлены на изменение
б.

структуры наруIпенных функций мозга и их компенсацию. Причем основной
целью является ок₠}зание помощи ребенку таким образом, чтобы он в
дальнейшем мог самостоятельно Обу"rаться и самостоятельно контролировать
своё поведение, речь, письмо.
основными методиками, которые будуг наиболее эффективными при
профилактической и подготовке к коррекционной работе, являются методики
нейропсихологической и педагогической профилактики.
в профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями
речи эффективны нейропсихологические методы: метод замещающего
онтогенеза и сенсомоторной коррекции.
Комплексная работа по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с
тяжелыми нарушениями речи с использованием неиропсихологических
методов замещающего онтогенеза и сенсомоторной коррекции включает три
направления:

- сенсомоторная профилактика по принципу замещающего онтогенеза (Д.В.
Семенович): упражнениrI' повышающие уровенЬ активизации отделов
головного мозга, ).пражнения на межполушарное взаимодействие,
норм₠шизацию мышечного тонуса.
Упражнения метода сенсомоторной коррекции А.Г. Горячевой;

рЕtзвитие познаваТельных функций: упражнения, направленные на
формирование базовых основ речевого р₠lзвитиrl в рамках когнитивной

нейропсихологической деятельности;
- развитие произвольной регуJUIции: упражненIш на развитие регул яции
самоконтроля, произвольного вниманиrI, словеснологического мышления.

Общая структура занятий.
I. Риryал приветствиrI.
ш. основная часть. Система двигательного развития ребёнка по (методу
замещающего онтогенеза)) с поэтапным включением всех 3-х
уровней
воздействия.

упражнения. Формирование произвольноЙ саморегуляции.
2. Растяжки. Упражнения, способствующие оптимизации общего тонуса тела.
Повышение энергетического потонц иала.
1. Щыхательные

3.

Глазодвигательные упражнения. Расширение полей зрительного

восприятия. Развязывание синкинезий (содружественных движений) (1pлазаязык).

8

4.

Базовые сенсомоторные взаимодействия - ((ползания). Развитие
двигательной сферы. Формирование рецигtрокной координации.
Развязывание синкинезий кглаза - язык - руки - ноги).
5. Разминка мелких. мышц рук. (Система упражнений для паJIьчиков,
п₠Lльчиковая гимнастика, работа со счетными палочками, комплексы

разминок с массажными мrIчиками, карандашами и др.)
6. Игры и утIражнения, направленные на развитие вн)цреннего плана
действия.
б. Графо-моторные упражнения, изотерапия.
7. Выполнение заданий в тетради или в прописи для подготовки

руки к письму, которые включают в себя упражнения на развитие
графических движений, зрительного восприятия,, упражнения на р₠}звитие
зрительНо-моторноЙ координации и ориентировке на листе, штриховку,
дорисовку, графические диктанты и др. В середине занятия проводится
физкультминугка.
В пРоцессе формирования пространственных представлений необходимо
проводить работу в следующей последовательности
:

Опрелеление пространственного расположения предметов по отношению к
ребёнку.
Определение пространственных соотношений, находящихся сбоку.
Определение сOотношений между 2-З предметами.
УтОчняется расположение фr.ур и букв. Развивается зрительный ан₠Lлиз и
синтез. Различие смешиваемых букв в следующей последовательности:
дифференциация букв в слогах, словах, предложениях.
8. Итог.

Приёмы нейропсихологической коррекции:
ЩыхателЬные упражнения способствуют общему оздоровлению. Ритмичное
ДЫХаНИе обеспечивает положительное настроение, энергетический Ъонус,
успокаивает и р₠lзвивает концентрацию внимания.

Сенсомоторные упражнениrI, (растяжки)) основаны на естественных
ДВИжениях, позвоJUIют стабилизации мышечного тонуса, нарушения
которого может явJuIться как пок₠вателем, так и причиной нарушений
психического рtввития или здоровья ребенка (гипо- или гипертонус).
Глазодвигательные упражн ения способствуют видению объекта глазами
СО Всех сторон, отработке плавности движения взгJuIда, стабильности
удержания взгляда на предмете, расширяют зрительное поле, помогают
устранить синкенезий.
Работа с проявлениями зеркальности. Рисование ф".ур, букв и цифр на
лаДОнях, сПине. Распознавание букв и цифр не только с открытыми, но и с

закрытыми глазами при тактилъном обследовании способствуют состоянию
расслабленности, которое возникает после снJIтия напряжения и увеличивают
работоспособность, предупреждают )ryомление.
кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих
активизировать межполушарное воздействие, ул)цшают мыслительную
деятельНость, способсТвуюТ улучшению памrIти и внимания, облегчают
процесс чтения и письма.
Приемы нейрокоррекции и предупреждения дисграфии:
1. Зрительно-моторная координация

обведение линий, картинок по контуру со

слежением гл₠вами, с

нажиманием п₠tльцами; где левая, Гдо правая? - определение нарисованных
кистей рук на листе бумаги; ((что забыл нарисовать художник?>> - дорисовать
недостающио детrшIи и т.п.
2. Ориентирование на доске, на полу, на листе бумаги в клеточку
- Работа с проявлениями зеркzLльности. Рисование фигур, букв и цифр на
ЛаДОНЯХ, СПИНе. РаСПОЗнаВание

букв и цифр не только с открытыми, но и с

закрытыми глазами.
- покажи на картинке левый верхний угол, правый нижний. верх листа, низ
листа и т.д.

- нахождение нарисованных предметов от объекта на картинке

какая

игрушка справа от девочки, кто сидит перед ней, кто сзади и т.д.
- рисунка по точкам, по клеточкам;
- изображение предметов относительно объектов в центре;
нахождение одинаковых картинок слева направо, выделение их
геометрическими фигурами или линиями;
_ нitзови адрес ск₠lзочного героя
- ориентировка по вертикаJIи и горизонт₠Lли;
рядом - прочитай полl"rившееся слово.
3. Регуляция напряжения мышц

проведение по картинкам с разным нажимом пiLльцами, карандашом,
мелком:

-

РаКРаСИТЬ ВОЗДУшные шарики, торнадо, клубочки для котенка, осенние
листья, взлет ракеты, лохматую собачку, круги в квадрате с разным натtимом

поочередно обеими руками и т.д.
4. Межполушарное взаимодействие.

обведение по контуру двумя руками сршу, проведение дорожек,
геометрических фrryр, обеими руками одновременно проводя рiвные линии.
5. Развитие графо-моторных
- Нарисуй фигуру, следя за

навыков.
стрелкой глазами, вправо, влево;

10

- копирование фигур, увеличивая их размер, соединить по точкам,

по

цифрам, по клеточкам, по образцу, рисование от точки по контуру стр.79
6. Развитие мышления и сенсорного восприятия.

- закрась клетки с ов₠Lлами зеленым карандашом, а кпетки

прямоугольниками * синим;
- придуlчIай и нарисЁ в пустой клетке ниже друryю
фигуру;
- какой предмет пропал? - найти логическую цепочку и
дорисовать предмет;
- какая картинка лишняя? - н₠Lпоженные изображения.
7.

Срок реализации программы

8 месяцев,

l

занятие в неделю с подгруппой детей 10 - 12 человек.

Календарный
ный yчебный
учебный график
Содержание

Возрастная группа
6-7 лет

Продолжительность уrебного
года
Количество уrебных дней
(занятий) в гол
Начало 1чебного периода

с сентября по май
32

сентябрь
(вторая недеJuI сентября,
дата определяется согласно календаря)

ОКОНЧание 1^rебного периода

Май

Продоо*ительность каникул

(третья неделя мая,
дата определяется согласно каJIендаря)
2 недели

График каникул

Январь -

Май

1 неделя

- l неделя

Количество занятий в неделю
1

Продолжительность одного
занятия

30мин.

8. IIерспективно-тематический план занятий по профилактике

дисграфии
Тема
1-2.Пугешествие
в страну

Содержание
l. Приветствие <<Хлопки))
2. Растяжка <<Штангист>.
11

с

превращении

3. Щьгхательное упражнение <<Шарию>
4. Глазодвигательное упражнение.
5. Упражнение кКолечко>.

3-4.Полёт

6. Игра кЗвуковая тропинка)
7. ФункционuLльное упражне ние <<2 камушка).
8.Упражнение <Зайчик греет ушки>
9.Этюд-упражнение <Звуки тишины))

на

ковре-самолёте

5-6.Разведчики

.Приветствие <<Хлопки>>
2.Растяжка <Раскачивающиеся деревья)
3.Игровое упражнение кЩирижёр в оркестре).
4. Глазодвигательное улражнение <<Посмотри влево,
вправо и кругом).
5.Упражнение на дыхание <<Чистый воздую>
6.Упражнение <<Ухо - нос-хлопок)).
7. Интерактивная игра-презентация кМечты Тучки и
Лисички>.
8. Релаксация кПод л)п{ами солнца).
9. Функцион₠tльное упражнение <Улыбка>.
l 0. Этюд-упражнение кЗвуки тишины)).
1. Приветствие <<Здравствуйте>
2. Растяжка <<Силач>>
3.,Щыхательное упражнение <<Свечка))
4. Глазодвигательное упражнение <<Близко-далеко)
5. Упражнение кГде живёшь, язычок?>>
6. Упражнение кРазведчики))
1

1.

7-8. Ловкач

Интерактивная игра-презентация <<Поход

друзьями)
8. Упражнение <Умелые рlпlки)
9. Этюд на снятие напряжения <<Волшебный занавес)
l. Приветствие <По кругу>
2. Растяжка кСтруночка))
3.,Щыхательное упражнение кЩуги-болл>
Интерактивная игра-презентация кФутбол>.
4. Глазодвигательное упражнение <Восьмёрка>
5. Кинезиологическое упражнение <<Нос-пол-потолок>

6. Упражнение <Угадай часть тела и запомни

9-10. Загадочная
полянка

с

ее

н₠ввание)
7. Упражнение <<Телесные фигуры, буквы и цифры>
8. Графический диктант <Гиря>
9. Этюд <<Штангист>>
1 .Приветствие <<Улыбка>>
2.Растяжка кЗвезда>
3.Щыхательное упражнение <<Кулач ки))

4.Глазодвигателъное )iпражнение <Проследи за
звёздочкой>>
\2

11-12. Ищем клад

(электронное)
5.Кинезиологическое улражнение <<Лезгинка>>
6. Упр ажнение <З агадочные рисунки>) (презентация).
7.Иrра <<Мешочек в цель бросай - звуки называй>>
8.Упражнение <Рисуем улыбки двумя руками сразу>
9.Релаксация кПоза покоя)
1.Приветствие
2. Растяжка кСкру^rивание корпуса>
3.ЩыхатеJIьное упражнение <Под счёт>
4. Глазодвигательное упр ажн ение кПосмотри, найди>

5.Кимнезиологическое упражнение

13-14. Зоопарк

<<Кастрюлька-

крышечка)
6.Упражнение <Запретное движение))
7.Электронная игра к4 лишний>>
8,Игра <<Поиски клада) на развитие пространственных
отношений
9.Релаксация кПокой>
1.Приветствие кЭхо>>
2.Растяжка <<Кобра>
3.,Щыхательное упражнение <<Булькa>)
4.Глазодвигательное упражнение кФилин>>
5.Кинезиологическое упражнение кЩепочка>
6. Упражнение <<Муха>>
7 . Инт ер активная игра-презентация кПопугаи>.
8.Упражнение на межполушарное взаимодействие
кРадуга>

15-16.Луlики

17-18. Строители

9.Этюд кМорщинки))
1 .Приветствие <<Минутка раздумья)
2.Растяжка <Лl"rики>
3.Щыхательное упражнение кСдуй пушинку)
4.Глазодвигателъное упражнение <Следи за лу{ом)
5.Упражнение <<Ползаем на четвереньках по кругу
вперед, потом по
кругу, проползая по сенсорной дорожке)).
6.Электронная игра кЩветные прятки)
7. Графический диктант <Луоtики>
8.Упражнение <Стоп-кадр>
9.Релаксация кНа солнышке)
1.Приветствие кЭхо>
2.Растяжка <<Щостань до потолкa>)

3.,Щыхательное упражнение <<.Щышим, двигаем
руками)
4.Глазодвигательное упражнение <Маляры>
5 Кин езиологическое \упражнение <<Класси ки>
.

1з

6.Упражнение

с

шариком су-джок кШарик катай-

слово называй>>
7.Упражнение на межполушарное взаимодействие

кСимметричные рисунки)
8.Когнитивное упражнение
9.Этюд <<Кораблик>>

19-20. Полёт к
звёздам

<<Ритм>>

l .Приветствие <<Тик-так>>
2.Растяжка <Звезда>

3.Щыхательное упражнение

<Звезда>>

4.Глазодвигательное упражнение

кЗвездочёт>

(электронное)

5.

Кинезиологическое упражнение кКулачок-

ладошка)
6.

Функцион₠lJIьное упражнение

<<Парад>>.

7.Графическое упражнение кЗвезды

21-22. В полёте

23-24.

Спортсмены

25-26.

Музыкальная
сказка

в

небе>

рисование двумя руками
8.Электронная игра <<Помощъ Вспышу>)
9. Релаксация <<Небо>>
1 .Приветствие <Улыбка>
2.Разминка <<остановись))
3.Растяжка <Полетели))
4.Щыхательное упр ажнение <Воздfхоболл>
5.Глазодвигательное упражнение <<На орбите>>
б.Электронная игра <Кому что)
7.Упражнение <<Зеркальное рисование))
8.Упражнение с шариком Су-fiжок кСлог да слог и
булет слово))
9.Эцщд на снятие напряжения <<Поза покоя)
1.Приветствие <Хлоп да хлоп)
2.Растяжка <Потягивание)
3.Щыхатепьное упражнение <Ныряльщики)
4.Глазодвигательное упражнение кКонвергенция- 1 >
5.Упражнение кПерекрёстная ходьба>
6.Упражнение <Звуковая тропинкa>)
7. Функuион₠tльное упражнение <<Каратист)
8.Игры на внимание <<Ловим слово).
9.Этюд на снятие напряжения кКлубочек))
l.Приветствие <<Эхо>
2.Р аст яжка кЩотянись))
3.Щыхательное упражнение кОперный певец>
4.Глазодвигательное упражнение <Рисуем глазами)
5.Кинезиологическое упражнение <<Лезгинка>
6.Электронная игра <<Капельки>>
7.Функциональноg упражнение <КриччLлки, шепт₠uIки,
t4

27 -28.

Пугешествие

29-30. Лето

молч₠}лки)).
8.Упражнение <Рисуем двумя руками нотки)
9.Этюд на снятие напряжения кТишина>
1 .Приветствие <<Улыбка>>
2.Растяжка <Фараою>
3.Щыхательное упражнение <<Гудок паровоза)
4.Глазодвигательное упражнение кБег глазами)
5.Упражнение <Звуковая тропинкa>)
б.Когнитивное упражнение <Игра в животных)
7.Упражнения <Перекрёстные шаги)
8. Лабиринт <Найди пугь домой>
Этюд на снятие напряжения <Щветы и дождь)
1.Приветствие кТоп-хлоп>
2.Растяжка кГусеница)
3 .Щыхательное упражнение <
5. Ползание по траве
6.Кинезиологическое уtIражнение <<Ухо-нос>
7.Упражнение <Рисование двумя руками цветов))
8. Этюд-упражнение <Звуки тишины)).
9.Прощание кКруг добра>
ДИАГНОСТИКА. Открытое занятие

Условия реализации программы
Характеристика
1. Группа расположена на втором этаже, её
помещениrI для
месторасположение доступно для детей,
занятий по программе родителей и педагогов, находится в стороне
от помещений хозяйственного и бытового
обслуживания,
административного и
9.

медицинских блоков.

2.

Оформлена с учетом возрастных и
индивидузLгIьных
особенностей

Перечень
оборулования
инструментов и
материЕtJIов,

необходимых для
реЕLпизации

дошкольников.
2. Освещение достаточное как естественное
(3 больших окна), так и искусственное (лампы
дневного света).
Простой карандаш
Щветные карандаши б -12 цветов
Печатные листы с заданиями
Трафареты
счетные п₠шочки
пластилин
15

программы

Информационное
обеспечение - аудио-,
видео-, фото-,
интернет источники
Квалификационные
требования,
необходимые
комгIетенции.

использования
компъютерного
Для
оборулования
группа
имеет
электроснабжение с соблюдением правил
безопасности в соответствии с требованиям
Сан ПиН
Организация здоровьесберегающих видов
деятельности;
Организация образовательной деятелъности
по ре₠tлизации адаптированной
общеобр₠}зовательной lтрограммы
дошколъного образования;
Осуществление взаимодействия с родителями
воспитанников и работниками ОУ.

10. Щиагностика.

Выявление предпосылок дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми
нарушениями речи с помощью нейропсихологической диагностики дJuI
проведениrI успешно й профилактической работы.
Щиагностика усвоения программы <<Азбука письмD) проводится два раза
в год. Щанная диагностика носит рекомендательныЙ характер, позволяет
оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Тест 1 кРазвитие тонкой моторики и умения работать по

образчу>

(И.В.Щубровина, Т.В.Вохмянинq Е.Е.Щанилова).

16

Тест 2 <Пробы моторной одаренности) (Н.И.Озерецкого).
Тест 3 кГрафический диктант) (Щ.Б.Эльконина)
Тест 4 кШтриховка прямоугольника) (Е.А.Солнцева)

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года.
Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить
уровень усвоения программного материаJIа на каждом этапе ре₠tлизации
программы.

Методика

предусматривает традиционные для логопедической
деятельности приемы с некоторыми нейропсихологическими методами.
Методика имеет тестовый характер: процедура ее проведения и система
оценки стандартизированы. Это позволяет нагJIядно представить картину
речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушения р₠lзных сторон
речи, в том числе, возможном появлении лисграфии.

Исходя из описания видов дисграфии Р.И. Лалаевой и А.Р. Лурия

и

наблюдений из практической работы с детьми с ТНР, обобщим и определим:
- основные факторы предпосылок дисграфии,
- трудности программированиrI и контроля,
- трудности переработки слуховой и кинестетической информации,
- трудности переработки пространственной и зрительной информации,
- межполушарного взаимодействия.
Именно эти нарушения обычно выявляются у детей и способствует
появлению дисграфи".

В ходе диагностики необходимо обратить внимание на наличие
мышечных зажимов, навязчивых движений, вычурной позы и ригидных
телесных установок, выраженных вегетативных реакций. Также важно
заметить неадекватЕые ответы на вопросы и другие подобные речевые
реакции, неустойчивое запоминание инструкции, замещение одних фигур
другими, замедленное выполнение, инертность, дефекты переключения,
произвольной регуляции.

Критерии оценки результата.
По результатам исследования выявляются 5 уровней:
высокий уровень: правильное, самостоятельное выполнение всех проб, что
соответствует 5 баллам;
выше среднего уровня: единичные ошибки исправJuIются самостоятельно
ипи с помощью угочняющего вопроса,
что соответствует 4 баллам;
средний уровень: большинство проб выполняются с помощью (стимуляция,
расширение инструкции, угочнение вопроса, подсказка), что соответствует 3
баллам;
17

ниже среднего уровня: большинство проб не выполняется, что соответствует
2 баллам;
низкий уровень: невыполнение задания, что соответствует 1 баллу.
Форма подведения итогов - анаJIитическая справка и итоговый годовой
отчет по резупьтатам освоения программы, а также открытое занятие для
педагогов и родителей.
1

1. Методическое обеспечение:

по

профилактике дисграфии у детей 6-7 лет с
использованием нейропсихологических методов замещающего онтогенеза и

Комплексная работа

сенсомоторной коррекции вкJIючает три направления:

(А.В. Семенович): упражнения, повышающие уровень активизации отделов
головного мозга, упражнения на межполушарное взаимодействие,
норм₠lJIизацию мышечного тонуса.

Упражнения метода сенсомоторной коррекции А.Г. Горячевой;
рz}звитие познавательных функций: упражнениrI, направленные на
формирование базовых основ речевого р₠tзвития в рамках когнитивной
нейропсихологической деятельно сти ;
- развитие произвольной' регуJuIции: упражнениrI на развитие регуляции
caMoKoHTpoJUI, произвольного внимания, слов еснологического мышления.
12. Литература:

В.С. Колганова, Е.В. Пивоваров "Нейропсихологические занятия с детьми"
Практическое пособие. Часть 2, Издательство: Айрис-пресс
2. Гончарова, Черткова: Нейропсихологические игры. l0 волшебных занятий
на развитие памяти, внимания, моторики. Редактор: Морозова Оксана
1.

Издательство: Феникс, 2020 г.

3. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у
Нейродинамическая гимнастика.

4.

Сиротюк

А.Л.

Нейропсихологическое

и

детей.

психофизиологическое

сопровождение обуtения. - М.: TI] Сфера,200З
5.Фотекова Т.А. Экспресс-диагностика в детском саду.
2017

- С-П.:

<<Генезис>i,

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М.: Академия, 2002
7. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012

6,

Семенович

А.В.

1в

приложЕниЕ

1.

конспект организованной образовательной деятельности
с использованием нейропсихолOгических приёмов
для детей 6-7 лет с ТНР <<Путешествие в страну превращений>>
Задачи.
1. Закрепить образы букв М и Н.
2. Развивать фонематический слух, ауди₠Lльный гнозис.
3. Развивать произвольную регуJUIцию собственной деятельности и
самоконтроль.
4. Развивать зрительно-моторную координацию, графические
умения,
межпоJц{шарное взаимодействие.
5. Развивать ориентировку на теле.
6. Развивать произвольное внимание, слуховое воспри ятие,память.
7. Закрепление умения напрягать и расслаблять мышцы, оптимизируя

тоIIус мышц,

ивая нижнеди афр агма-гlьн о е дых ани е.
8. Снимать психическое напряжение.
р ₠}зв

материал: бумага yц листа с нарисованными следами и буквами по 4
штуки, бумага |/ц листа С нарисованными камушками по количеству детей,
карандаши, яркую игрушку-звезду
Ход образовательной деятельности
1. Приветствие <<Хлопки>>
Педагог подходит к группе детей.
здравствуйте, ребята! Я очень Рада видеть вас с хорошим настроением!
сегодня нас ждёт увлекательное волшебное путешествие. Какое? Узнаете
позже, а Пока Предлагаю поприветствовать друг друга громкими и тихими
хлопками. отлично.
отправляемся в страну, где нас ждуг превращения. Готовы? Закроем глаза,
взмахнём руками: Один, два, три, в стране превращений мы. Вы хотите быть
сильными?
2. Растяжка <<Штангист).
тогда предлагаю вам превратиться в штангистов, они очень сильные и
крепкие. Наклонитесь и возьмите в руки воображаеп,rylо штангу, медленно
начинайте поднимать её вверх, выше, выше, тянемся на носочках, напрягая
все мышцы, держим над головой, опустите руки перед собой и тяните штангу
как можно дztльше вперёд, не наклоняйтесь, медленно опустите штангу вниз.
З. !ыхательное упражнение <Шарик>>

устали, поднимая штангу, предлагаю отдохнугь, превратившись в
волшебников. Будем надувать волшебные шары. Встаньте спокойно,

19

расслаблено. Сделайте вдох, надрая в животе шарик, например, красного
цвета (синего, жёлтого, зелёного) и задержите дыхание на счёт 4. Выдохните
и втяните живот как можно силънее и опять задержите дыхание. При вдохе

губы вытягивайте трубочкой, втягивая воздух через них. Молодцы, только
волшебники могуг надугь такие необычные шарики.
4. Глазодвигательное упражнение

I,Z,3 уже не волшебники вы. Присядьте прямо и смотрите вперед.
Превращаемся в астрономов, наблюдающих за звёздами. Я буду менять
положение звезды, а вы следите за ней, двигая только глаза (Педагог меняет
положение так, чтобы дети могли смотреть на него по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по
диагон₠lJIям).,ЩвижениrI глаз совершаются в медленном темпе (от 3 до 7
секунд) с фиксацией в крайних положениях).
5. Упражнение <<Колечко>>

Волшебниками были, превратимся в актёров. С помощью пальцев покажем
театр колечек. Посмотрите как. Вместе со мной начали! (Щети перебирают
паJIъцами рук, соединяя последовательно указательный, средний,
безымянный и мизинец в кольцо с большим п₠tльцем от укrtзательного п₠Lльца
к мизинцу и в обратном порядке).
- Молодцы, похлопаем друг другу.
5. Игра <<Звуковая тропинка)
Выложена дорожка из имитированных следов с буквами.
I,2,3 не актёры уже мы. Предлагаю просто погуJuIть. Подойдите ко мне.
Посмотрите, дорожка, но она волшебная и по ней можно идти только по
следам. Запомните как. Е,сли на пути попадётся след с нарисованной буквой
Н, наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисована буква М,
наступать IIужно левой ногой (можно использовать любые буквы).
6. Функциончtльное упражнение <<2 камушка>
Присядьте за столы. (Перед детьми лист1l4 бумаги с нарисованными двуIия
одинаковыми контурами камушков). Перед нами бумага и карандаши,
значит: 1,2,З в художников превращаемся мы. Около озера лежали 2
камушка, они были очень бледными, и оттого им было грустно. Возьмите
любой карандаш и закрасьте правый камушек правой рукой, а левый
камушек левой рукой, старайся раскрашивать ровно, не заходя за края
контура.
7. Упражнение <<Зайчик греет ушки)
Встаньте. |,2,3 не художники уже мы, а зайчики. Зайчики замёрзли и хотят
ушки. Если услышите звук [с], дотроньтесь до правого уха и улыбнитесь.
Если в слове заданного звука нет, то дотроньтесь до левого уха и сделайте
l

грустное лицо.

тишины)
1,2,3 мы не зайчики, а ребята, которые немного устали пугешествовать и
хотят отдохнугь. Сядьте удобно, придвинувшись к спинке, руки положите на
колени, ноги слегка расставьте, слушайте внимательно и постарайтесь
успокоитъся, расслабиться. Послушайте звуки за дверью, окном, в комнате,
покой,
шорохи, своё дыхание, серлuебиение, представьте тишину
расслабътесь. На счёт 3 откройте глаза: |,2,З.
8. Упражнение кЗвуки

и

9. Релаксация.

Рефлексия. Кем вы были? Где побывали?

ПРИЛОЖЕНИЕ

2

Щиагностика по подготовке руки к письму
,Щиагностика ожидаемых резулътатов проводится в нач₠Lле и конце
уlебного года, определяющая уровень развития детей по подготовке руки к
письму по следующим тестам:
Тест 1 <<Развитие тонкой моторики и умения работать по образцу>
(И.В.Щубровина,

Т.В.Вохмянина9

Е.Е.Щанилова)

Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами (или
любое прописное слово).
1 уровень (высокий) выполняет задание без ошибок или одной
незначительной ошибкой ;
2 уровень (средний) - выполнJIет с 2-3 ошибками;
3 уровень (низкий) не справляется с заданием, воспроизведение очень

-

с

-

отд₠tленно напоминает образеч.

Тест 2 <Пробы моторной одаренности>> (Н.И.Озеречкого)
Определение уровня р₠Lзвития зрительно-моторной регуJuIции действий,
моторной координации и повкости.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
Проба I.
ГIростоять 10 секунл с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки
вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся
пятками пола.
Проба 2.

Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см

х

5см)
поочередно, сначaulа пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения
дJuI правой руки - 15 секунд, 7 дJuI левой - 20. Задание не засчитывается: 1)

.21

если ребенок помогutл себе другоЙ рукоЙ; 2) скатал недостаточно компактные
шарики.

Проба 3.
прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой сначала
На ПРаВОЙ, а потоМ, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не
ЗаСЧИТЫВаеТСЯ, еСли ребенок отклонился от прямоЙ больше чем на полметра,
размахивал руками, коснулся пола согнутой ногой.
Проба 4.

Намотатъ нитку на катушку. Щлина нитки 2 метра. один конец нити
закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а
кончикаМи указаТельного и большого п₠LiIЬцев второй руки наматывает на
катушку нить. Затем он меняет руки.Если ребенок крутит рукоЙ, в которой
ДеРЖИТ КаТУШКУ, ТО ЗаДание необходимо прервать и оно не засчитывается.

Проба

5.

Уложить спички в коробок. Перел ребенком кладуг пустой спичечный
КОРОбОК. ПО бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству
спичек ряды (по 10 в каждом-левом и правом рядах). Необходимо, деЙствуя
одновременно двумя руками, братъ спички за их концы большим и
ук₠вательным пrtльцами из обоих рядов и кJIасть в коробок. Время
ВЫПОЛНеНИя ЗаДания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5
СПИЧеК, ВЗЯТЫХ С КажДоЙ стороны. Задание не засчитывается: 1) если
ДВиЖения обеих рук разновременньле;2) уложено меньше чем по 5 спичек с
каждой стороны.
За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл
1 уровень (высокий) - 5 баллов
2 уровень (средний) - 4 балла
3 уровень (низкий) - 1-3 балла

Тест 3 <Графический диктант)> (Д.Б.Эльконина)
На тетрадном листе (каждому ребенку выдается такой листок с ук₠ванием его
ИМеНИ и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставится одна под
дрУгоЙ 3 точки (расстояние между ними по вертикчши
7 клеток). После

-

объяонения, ск₠вав ставить ручку на первую точку, под диктовку
ВОСПиТаТеJuI, не отрывая руки от листочк4 двигать по клеточкам (Первая
СТРОКа 1 клетка вниз, 1 клетка направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, дzlJIьше
ПРОДОЛЖаЙте рисовать такоЙ же узор сами; вторая строка: 1 клетка вверх, l

направо, lBBepx,1 направо,lклетка вниз,1 направо,

а

теперь сами
ПроДолжаЙте рисовать этот узор; третья строка: 3 кJIетки вниз, 1 клетка
НаПРаВО, 2 вверх, 1 направо,2 вниз,1 направо,3 вверх, 1 направо, даJIьше
рисуем узор сами.
22

1уровень (высокий) - узоры в целом соответствуют диктуемым; в одном из
них встречаются отдельные ошибки;
2 уровень (средний) все узоры частично соответствуют диктуемым, но
содержат ошибки, или только один узор сделан безошибочно, а друiие не
соответствуют диктуемым.
3 уровень (низкий) - ни один узор не соответствует диктуемым.

-

Тест 4 <Штриховка прямоугольника) (Е.А.Солнцева)
ИнструкциrI: выполнить штриховку по образчу:.вертик₠Lльно (сверху вниз),
расстояние между линиями одинаковое
Критерии оценки:
1 уровень (высокий) следует точному выполнению задания по образцу;
линиrI ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; выдерживает
одинаковое расстояние между линиями (2 балла)
2 уровень (средний) придерживается при выполнении задания образцу;

-

-

линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; не всегда
выдерживает одинаковое расстояние между линиями (1 балла)
3 уровенъ (низкий) - часто смотрит на образец; линия не ровная отрывистая;

путается с направлением штриховки; не выдерживает одинакового
расстояния между линиями (0 баллов)

Характеристика уровней готовности руки дошкольников
к овладению письмом
Уровень

Высокий
Выше среднего
Средний

Ниже среднего

Низкий

Характеристика уровней готовности руки
к овладению письмом
Ребёнок самостоятельно справляется с заданием;
линии чёткие, ровные; выходы за пределы
(дорожею) отсутствуют.
Ребёнок справJuIется с заданием; выходы за пределы
(дорожею) отсутствуют; карандаш отрывается не
более трех рuв, но линии местами неровные.
Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы
((дорожею) отсутствуют; линии нечёткие, неровные,
дрожащие.
Отмечаются три и более выходов за пределы
(дорожек); неровная, дрожащая линия, оченъ
слабая, почти невидимая, или линия с оченъ
сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное
проведение по одному и тому же месту.
Ребёнок не справляется с заданием (узоры не
соответствуют образчу по величине, стройности,,
ритму, элементам).
2з

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ
ФИ

ребёнка

Тонкая
моторика,
умепие
работать по

Моторная
коордипация
и ловкость

Графический
диктант

Н.г

Н.г

Штриховка

образцч

Н.г

К.г

К.г

К.г

Н.г

К.г

1

z
J
4
5

6
1
8

9
10

Среднее показан.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».